→ Развитие ребенка до 6 лет. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет

Развитие ребенка до 6 лет. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет

Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками.

Занимаясь воспитанием ребенка 6-7 лет, родители должны учитывать, что в этом возрасте ребенку особенно важны взаимоотношения со сверстниками, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы у него был свой круг общения с постоянными друзьями. Наравне с друзьями, ребенок 6 лет проявляет неподдельный интерес к представителям противоположного пола, малыш может тщательно это скрывать, либо, наоборот, очень активно проявлять свои симпатии. Родители должны поддерживать в этот период ребенка и объяснять ему в доступной форме, что такое понятие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, почему они важны, и как их правильно строить.

Суть воспитания детей 6 лет также заключается и в том, чтобы, не используя старинный, однако далеко не действенный метод для детей «кнута и пряника», родители смогли найти правильный подход к малышу, стали для него людьми, которым он сможет доверять.

Очень важно, чтобы с родителями дошкольнику не было скучно, в этом возрасте с ним можно делиться своим опытом, вместе посещать различные выставки, музеи и театры, так как в 6 лет ребенок уже способен воспринимать сложную информацию.

Воспитание ребенка 6 лет: психология

С психологической точки зрения возраст 6-7 лет считается периодом, когда ребенок постепенно начинает отдаляться от родителей и все больше времени хочет проводить со сверстниками. Родители не должны проявлять ревность, запрещать ребенку общение с друзьями, жаловаться на его нежелание проводить с ними время, так как все эти манипуляции детским сознанием вызовут лишь чувство вины у ребенка, которое в будущем может породить множество комплексов.

В возрасте 6-7 лет психологическое развитие ребенка подвергается прогрессивным изменениям, все больше развиваются его физические возможности и расширяются умственные способности. Интеллектуальное обучение становится ведущим видом деятельности при воспитании ребенка 6 лет. Психология дошкольника также претерпевает некое давление со стороны родителей, которые начинают активно его подготавливать к грядущему первому походу в школу. Требования к малышу резко возрастают, он уже не может весь день заниматься тем, чем ему хочется, родители активно развивают в своих детях внимание и усидчивость. Однако не стоит забывать о том, что игры по-прежнему еще очень важны для ребенка, поэтому 1-2 часа в день ему необходимо предоставлять время для развлечений, давать ему возможность самому выбирать себе занятия для досуга.

Лучше всего использовать для воспитания ребенка 6 лет различные развивающие игры, которые позволят ему играючи приобрести необходимые для школы навыки и знания, к тому же в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость его поведением.

На обучение напрямую влияет готовность ребенка к школе, под которой подразумевается не знание алфавита и цифр, а мотивационная готовность, иначе говоря, желание ребенка учиться и получать новые знания (познавательная мотивация). В каждом ребенке заложен от природы колоссальный потенциал – способность к обучению и приобретению новых знаний; очень важно сделать все возможное для того, чтобы его не потерять. Многие родители, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, в последний год перед школой начинают интенсивно готовиться к ней со своим малышом. Очень важно, чтобы подготовка к школе не превратилась в нудную обязанность, навязанную родителями: такой подход на корню срубит весь интеллектуальный потенциал ребенка, в школу он не будет хотеть ходить, учиться впоследствии ему будет лень. Внеся в скучные занятия элементы творчества и проводя их в форме игры, родители добьются блестящих результатов, а подготовка к школе превратится в прекрасное совместное времяпрепровождение.

Если же ребенка было решено отдать на специализированные курсы по подготовке к школе, то родители должны выбрать яркого и интересного для ребенка преподавателя, с которым ему будет не скучно заниматься. Лучше вовсе не заниматься подготовкой к школе, нежели привить ребенку отвращение к учебе скучными заданиями и нудными учителями.

Также занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители могут рассказывать детям о своем положительном школьном опыте, чтобы у тех заранее складывалось о школе позитивное мнение.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родителям очень важно прислушиваться к его рассуждениям и выдумкам, обсуждать с ним волнующие его темы или события, прислушиваться к его мнению. Чем больше ребенок будет доверять своим родителям, тем легче ему будет общаться с другими людьми.

Вместе с ребенком можно создавать различные поделки, учиться использовать инструменты и орудия труда, рисовать, лепить или готовить пищу – любой из этих процессов при желании можно превратить в увлекательную игру.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители, прежде всего, хотят вложить в характер своего чада такие положительные качества, как добросовестность, ответственность и чувство долга, развить которые можно, следуя простым правилам, а именно:

Не менее важна реакция родителей, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, на оплошности и проступки своего чада. Плохое поведение ребенка должно быть наказано однократным выговором, в котором ему внятно объяснят, в чем его ошибка, после чего к этой теме больше не должно быть возвращения. Дальнейшее напоминание о проступке будет заставлять ребенка испытывать чувство вины, также мамам, любящим «обижаться» для большей убедительности на собственных детей, стоит знать, что такое поведение является ошибочным: не каждый ребенок сможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Видео с YouTube по теме статьи:

4 голос, средняя оценка: 4,50 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Роль родителей в жизни малыша растет, а выбранные ими методы воспитания начинают приносить ощутимые плоды.

Общее развитие

Специалисты называют развитие ребенка в 6 лет переломным моментом формирования личности. Активно перестраиваются психика и физиология, меняется отношение к миру, появляются нравственные ориентиры. Эти преобразования достигают и структур его мозга. В связи с чем, ребенок в 6 лет имеет повышенную мозговую активность, равную по сложности уровню взрослого человека.

В этом же возрасте расцветает важное для полноценного развития ассоциативное мышление. Его ценность заключается в тесном взаимодействии с системами зрительного восприятия, которые становятся незаменимыми в школьные годы.

Семимильными шагами движется и физическое развитие ребенка в 6 лет. Справедливости ради, стоит отметить, что в сравнении с предыдущими поколениями шестилеток, сегодняшние дети растут и развиваются довольно гармонично. Это происходит за счет более медленного увеличения конечностей и интенсивного роста грудной клетки. Подобная синхронизация физиологических изменений улучшает их двигательную активность и физические показатели.

Воспитание ребенка 6 лет традиционно связывают с его подготовкой к школе. Родители решают этот вопрос по-разному, ориентируясь на индивидуальные способности и знания своего малыша, или собственные цели и амбиции. Кому-то хватает подготовительной работы в дошкольном учреждении, кто-то отправляет детей на дополнительные занятия или нанимает специалистов для домашнего обучения. В любом случае основное внимание должно уделяться эмоциональному состоянию.

Ребенку 6 лет, и внутри него ведется интенсивная «стройка» будущей личности, характера и ценностных ориентиров. Любое чрезмерное давление может сломать эти хрупкие несформированные системы и привести к необратимым последствиям. На данном этапе мам и пап мучает еще один немаловажный вопрос: готов ли ребенок в 6 лет к школе или следует подождать еще год? Как и в предыдущих ситуациях, выбор здесь остается за родителями. Если ребенок проявляет искренний интерес к учебному процессу, общителен, любит проводить время в компании сверстников, то нет смысла откладывать это важное событие. И, наоборот, в случае недостаточной активности, замкнутости, неприспособленности к пребыванию вне дома чрезмерно раннее знакомство со школой может вызвать сильный стресс и даже на какое-то время затормозить нормальное развитие ребенка в 6 лет.

В связи с усложнившейся жизненной организацией и новыми правилами особое значение приобретает эмоциональное воспитание ребенка 6 лет. Внешний рост сопровождается активным внутренним ростом. Гамма чувств, которые он способен испытывать, становится богаче и насыщенней. Появляются неопределенность, сомнения и страх. Здесь очень важна роль родителей, их функционал, то, как они сами понимают воспитание ребенка 6 лет и что вкладывают в этот процесс. На данном этапе велик соблазн отстраниться от малыша, предоставив безграничную свободу действий и упустив из внимания его эмоциональное состояние. Следует помнить: каким бы самостоятельным ни казался ребенок, он продолжает нуждаться в родительской заботе, ласке и понимании. Только сейчас эти взаимоотношения переходят на новый качественный уровень, где вчерашний несмышленыш выступает в роли сознательного человечка, отчаянно ищущего ответы на главные вопросы его жизни.

Речь ребенка в 6 лет

Ребенок в 6 лет общается на уровне взрослого человека. Его словарный запас целиком и полностью определяется той средой, в которой он рос. Если домочадцы малыша использовали большой набор разноплановых слов, строя из них грамотные фразы и предложения, то и лексика будет отличаться правильностью и богатым содержанием. Любителям ненормативной лексики, на чьих плечах лежит воспитание ребенка 6 лет, есть над чем задуматься.

В этом возрасте становится особенно важным произношение малыша. Многие взрослые наивно полагают, что школа исправит все недочеты и ошибки в лексике их первоклассника. Но зачастую взаимосвязь здесь складывается обратная. Не выговаривающий буквы ребенок в 6 лет рискует отстать от одноклассников. Ведь письменная грамотность и беглость чтения в первую очередь зависят от правильного произношения. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться о грамотной и четкой речи своего ребенка, обратившись за помощью к специалисту.

Следующий важный вопрос, затрагивающий воспитание ребенка 6 лет, - нужно ли перед школой обучать его чтению. Сегодняшняя система образования настаивает, что да, отправляясь в первый класс, малыш должен уметь читать. Но окончательное решение опять принимать родителям. Если ребенок пока не готов, то стоит либо положиться на учебный процесс, организованный в школе, либо на год отложить его знакомство с ней. Заставлять, угрожать и давить не следует. Это лишь зародит в нем стойкое отвращение к чтению и школе в целом.

Уход за малышом

Правильное воспитание ребенка в 6 лет делает его самостоятельным человечком. Он с легкостью одевается и раздевается, проводит гигиенические процедуры, убирает свои вещи и даже оказывает посильную помощь по хозяйству. Забота о малыше сводится к направляющей и обучающей функциям. И чем раньше это произойдет, тем быстрее ребенок овладеет необходимыми знаниями и навыками.

Питание ребенка

Часто в этом возрасте у детей просыпается небывалый до сих пор аппетит. Особенно это касается мальчиков, так как организм девочек начинает интенсивный рост немного позже. Это нормальный физиологический процесс, который следует слегка ограничивать лишь в крайних случаях. Ребенок в 6 лет нуждается в продуктах, богатых кальцием, белком и клетчаткой, необходимых для растущего детского организма. Поэтому его рацион должен включать молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, много овощей и фруктов.

Сон в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет подразумевает отказ от дневного сна. Но если малыш все еще в нем нуждается, то пока нет смысла менять его распорядок дня. Со временем организм сам перестроится на новый режим, состоящий только из ночного отдыха.

Безопасность

Ребенку 6 лет - самое время включить в процесс воспитания разъяснительные беседы о правилах безопасного поведения в сложных обстоятельствах. Не стоит бояться, что малыш чего-то не поймет или не запомнит. Он готов к усвоению новой информации, как никогда. Вопросы, требующие первостепенного внимания:

  • почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми;
  • как следует себя вести, потерявшись или находясь вблизи опасных объектов;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чему можно научить шестилетнего ребенка?

Развитие ребенка в 6 лет связано с его повышенным интересом к творческой деятельности. Вариантов подобных увлечений огромное множество. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений малыша. Задача родителей – в процессе воспитания разглядеть его индивидуальные способности и интересы, а затем приложить максимальные усилия для их развития. На помощь придут художественные и музыкальные кружки, спортивные секции, хореографические занятия. Если нет возможности прибегнуть к помощи профессионала, то можно организовать кружок по интересам на дому. Например, ребенок в 6 лет постоянно что-то мастерит - развить этот зарождающийся талант поможет изготовление поделок и сувениров в компании с мамой или папой.

Развивающие игры

Как и в предыдущие годы, особое значение в жизни ребенка занимает его игровая деятельность. Если взрослые внимательно присмотрятся к ней и вникнут в детали, то смогут найти много удачных моментов для воспитания нужных качеств. Основной вид развлечений, занимающий сейчас малыша, - сюжетно-ролевые игры. С их помощью он может инсценировать любую жизненную ситуацию: отправиться в путешествие на край света, побыть отважным капитаном корабля или в один миг перенестись на необитаемый остров. Эту волшебную силу игры можно использовать, чтобы подготовить чадо к предстоящим событиям, вызывающим у него страх и беспокойство.

Идем в школу. Для сценки потребуется заменяющий школьную доску лист бумаги, портфель, карандаши, фломастеры, тетради. Взрослый предлагает малышу представить себя учеником, попавшим на свой первый урок, и в шуточной форме его разыграть. Затем участники меняются ролями. В процессе такого развлечения ребенок знакомится с правилами поведения в школе и самой схемой проведения занятий, что уменьшает его тревогу и способствует воспитанию дисциплины и ответственности.

Идем к врачу. Для этой игры можно использовать готовый набор юного доктора или соорудить из подручного материала спецодежду, градусник и стетоскоп. Роль доктора можно сразу поручить ребенку, а в качестве пациентов выступят мама или папа. Такая инсценировка поможет малышу привыкнуть к непростому для него мероприятию – посещению поликлиники. В следующий раз он стойко и спокойно перенесет очередной визит к врачу.

Давайте познакомимся! Говоря о школе, мы всегда подразумеваем сам учебный процесс. Но для малыша – это, прежде всего, адаптация в новом коллективе. Поэтому на данном этапе важной целью воспитания становится формирование у ребенка коммуникативных качеств. В этом поможет разыгрывание мини сценок о выстраивании контакта с незнакомым человеком, в роли которого может выступить кто-то из домочадцев или обычная игрушка.

В этой статье:

Итак, вашему малышу исполнилось уже 6 лет. Это замечательно, ведь теперь у него есть свои взгляды на мир, друзья, вкусы и интересы. Перед вами маленькая, но уже настоящая личность. Малыш высказывает свое мнение, хочет узнать больше о нашем мире и его обитателях . Правильное развитие ребенка 6 лет должно подготавливать его к самостоятельности. Уже пора в школу, а там мама и папа не всегда смогут помочь.

Развитие детей идет теперь не совсем одинаково: мальчик и девочка уже сильно отличаются по характеру, привычкам, интересам. Это значит, что взросление идет полным ходом. У детей начинается интересный период в жизни . Родителей можно поздравить: 6 лет – это возраст серьезный.

Правильное развитие

Эти ребятишки уже напоминают маленьких взрослых. Родителям нравится слушать их рассуждения обо всем на свете. А детям 6 лет нравится высказывать свою точку зрения, делиться с миром взглядами. Это говорит о том, как сильно прогрессировало психическое развитие. Мышление теперь проходит по той же схеме, что и у взрослых.

Многие спорят:
можно ли ребенка в 6 лет отдавать в школу или лучше подождать до 7 лет? Что ж, все индивидуально и зависит от ребенка. Если к 6 годам он уже вполне самостоятельный, научился общаться и дружить, знает правила гигиены, поведения за столом, умеет за себя постоять, то почему бы и нет? В этом возрасте дети уже могут довольно долго концентрировать внимание .

Конечно, выбирать вам. Главное помнить, что 6-7 лет – это возраст, когда уже придется отдать ребенка в 1 класс. До этого момента родителям нужно его развивать, готовить к самостоятельности. Это не только уметь самому кушать в школе, мыть руки, делать уроки. Поход в первый класс для ребенка всегда стресс. Адаптация, отрыв от привычной жизни. Если до 6 лет он был окружен лишь заботой и вниманием, у него не было обязанностей и возможностей реализовать
себя, то ребенку будет очень тяжело привыкнуть к школе
.

Правильное дошкольное развитие - это целый комплекс. Здесь все важно: от правильного питания и режима дня до нормальной социальной адаптации. С детьми в классе нужно будет подружиться. Иначе учиться будет еще сложнее. Поэтому термин «готовность к школе» означает не только то, умеет ли малыш читать и считать, но и то, готов ли он в целом к самостоятельности.

Физическое развитие

В 6 лет маленький мальчик обычно проявляет больше интереса к двигательной активности. Он обожает игры: футбол, хоккей, просто беготня с друзьями. Ему уже необходимо доказывать, что он лучше, сильнее, быстрее, чем его товарищи. Физическое развитие у мальчиков идет несколько быстрее . Они часто сами просят записать их в секции борьбы, футбола, хоккея. Также они обычно немного выше девочек, процент жировой массы у них меньше.

Девочки тоже
подвижные, но предпочитают свои игры: салочки, скакалки… Они уже частично осознали свои различия с мальчиками. Пока что играть вместе им не хочется . Дети в этом возрасте все еще довольно гибкие. Многим девочкам нравятся занятия танцами, балетом, гимнастикой.

Шесть лет - отличный возраст для начала занятий спортом. До этого у малышей не было достаточно концентрации, силы воли для тренировок. Теперь они уже понимают, могут выполнять команды взрослых. Появляется осознанное желание добиться успеха – даже если это тяжело. Еще плюсом является огромное разнообразие видов деятельности, которым могут заниматься дети. Мелкая моторика хорошо развита, они гибкие, легкие. Главное - огромное желание двигаться.

Даже если
не хочется ходить в секции, дети с радостью катаются на велосипеде, роликах, а зимой – на коньках, лыжах. Любая физическая активность укрепляет мышцы. В школе это важно. Ребятам приходится носить тяжелые рюкзаки, сидеть по несколько часов. Если не поддерживать мышцы спины, то запросто можно получить сколиоз или другие неприятные заболевания.

Психическое развитие

Сейчас все новое усваивается быстро. Сохраняется принцип работы с младшими детьми: информация должна быть как можно более интересной и яркой. Так проще слушать, вызвать интерес у детей. Учителя должны помнить, что перед ними еще совсем маленькие дети . Да, им можно давать задания, можно учить их математике, чтению, географии. Но все же они еще малыши.

Игра все еще
занимает важную роль в их жизни. Обучение сложным вещам тоже может проходить через игру, игровые задания, небольшие соревнования.

Просто поделите школьников на 2-3 команды, дайте им время на групповое решение задачки, составление проекта . Предложите им условия игры, небольшие призы. Так обучение идет быстрее и проще для самих детей. Они уже способны, пользуясь опытом, разобраться во многих жизненных ситуациях для своего возраста.

Волевое развитие

Одна важная особенность развития психики в этом возрасте - воля. Теперь ребенок понимает, что часто нужно делать выбор в пользу того, что нужно, а не того, что хочется. Он уже может управлять собой, контролировать. Это отлично сказывается на психическом и эмоциональном развитии малыша . Предлагайте ему несложную домашнюю работу. Теперь в его обязанности может входить полив
цветов, выгуливание и уборка за домашним животным, мытье посуды и т. д.

Ощущение того, что от него что-то зависит, благотворно сказывается на становлении воли. Конечно, особо ярко волевое развитие проявляется в школе . Сидеть и учиться, а не выйти поиграть, делать домашнее задание, даже если устал и надоело… Неправильно со стороны родителей просто утверждать «ты должен учиться». Лучше всего объяснить, почему и зачем он, собственно, должен . Тогда многие вещи становятся проще для ребенка. Он хоть немного понимает, для чего нужно пересиливать себя.

Эмпатия и эмоции

Эмпатия уже к 4-5 годам достигает хорошего уровня. Это умение сопереживать, понимать эмоциональное настроение другого человека. К возрасту 6-7 лет оно значительно совершенствуется. Раньше малыши сопереживали в основном грустным моментам в жизни родных и друзей . Теперь же они научились радоваться вместе. Иногда это бывает сложно – порадоваться успеху друга, когда сам не можешь таким успехом похвастаться.

Со своими эмоциями разобраться куда сложнее. Родителям
нужно много времени уделять этому моменту. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит . Из-за этого он может быть чрезмерно агрессивным, неспокойным.

Особенно ярко эмоции проявляются у девочек, ведь они более сенситивны, чем мальчики. В 6-летнем возрасте мальчик по своему эмоциональному развитию немного отстает от девочки. Так будет еще долго, но не стоит переживать – к пубертатному периоду они практически сравняются.

Что касается эмпатии, мальчики хорошо ориентируются. У них больше чувства общности в компании. Например, любая командная игра переживается остро . Победа или проигрыш команды становятся личной победой или поражением каждого участника. Дети обоих полов лучше всего знакомы с эмоциями родителей. Сразу ясно, когда мама в хорошем настроении, а когда лучше всего сидеть тихонечко в своей комнате.

Социальные навыки

В 6 лет уже сформировались некоторые нормы поведения в обществе. Конечно, в большей степени это относится к обществу детей примерно одного возраста. Они уже выучили основной сценарий знакомства, предложения дружбы, игры вместе. Детишкам, которые ходили в детский сад, будет легче в школе. Они уже знают, что такое находиться в большом коллективе практически без вмешательства взрослого.

Про то, как общаться со взрослыми, родители должны объяснять . Отличие учителя от родственника или друга семьи, правила поведения, обращения к взрослому.

В этом возрасте уже можно «читать лекции» на тему опасности общения с незнакомцами. Не нужно пугать детей, но объяснить реальную опасность необходимо. К своим шести годам они уже получили хороший опыт социальных взаимодействий – теперь его нужно расширять. С каждым годом они будут встречать все больше разных людей – нужно уметь с ними коммуницировать.

Развитие интеллекта

Нормальное развитие интеллекта не зависит от того, мальчик или девочка перед нами. К 6-7 годам уровень интеллекта выравнивается. Теперь дело за школой и родителями. Речь идет о детях без отклонений в развитии.

Сейчас важное
значение имеет интерес ребенка к получению новых знаний. Интерес гораздо шире, чем школьная программа. Тут уже можно увидеть первые предпосылки малыша к выбору любимого занятия . Кто-то с огромным интересом учится читать или даже уже умеет. Другой сосредоточится на творчестве или выберет точные науки.

В 6-8 лет активно развивается память, ее объем значительно увеличивается. Концентрация на интересном занятии достигает 45-50 минут. Теперь нужно правильно заинтересовать и преподнести учебный материал . К сожалению, иногда школа и первый класс напрочь отбивает желание учиться. Учителя не делают достаточно для того, чтобы заинтересовать детей.

Речь хорошо
развита. Ребенок оперирует всеми частями речи достаточно правильно. Может сам придумывать слова, придавая предложению комический оборот. Сейчас словарный запас уже большой, и любую мысль можно выразить, пусть даже простыми словами. Вы можете продолжать читать вслух для ребенка, или же предлагайте ему читать самому. Это серьезно расширяет лексикон.

Не нужно сосредоточиваться только на учебе. Физическое развитие тоже очень важно. Во-первых, физкультура насыщает кровь кислородом – мозг «дышит». Это способствует усвоению новых знаний. Во-вторых, спорт - отличная разрядка после учебного дня . Так проще отдохнуть, выплеснуть энергию. Дети подвижные, а в школе приходится сидеть по 3-4 часа, потом дома выполнять домашнее задание… Двигаться им просто необходимо. Гармоничное развитие, физическое и психическое, всегда идет параллельно.

6 лет для ребёнка – это период, за который ему предстоит подготовиться к большим переменам в его жизни. Через год ваш малыш станет первоклассником, и ему важно в этот момент чувствовать вашу поддержку и опору. Конечно, ваш ребёнок повзрослел, многому научился и с каждым днём становится более самостоятельны. Но ребёнок остаётся беззащитным в большом мире людей, а потому нуждается в родительской опеке. Если вы видите, что ребёнок боится идти в школу, потому что не уверен в себе или его пугает перспектива проводить целый день без родителей, постарайтесь убедить его в том, что школа – это не только уроки и учебники, но и много интересных, увлекательных занятий.

К слову, чрезвычайно важным является выбор школы для своего ребёнка. Конечно, для некоторых приоритетным становится такой фактор, как территориальная близость школы, но ведь хочется, чтобы учёба в школе проходила успешно, без слез и неудач.

Прежде всего, при выборе школы оцените готовность ребёнка к школе, его потенциал, склонность к тем или иным узким знаниям. По возможности, заранее узнайте информацию о педагогах в начальных классах. Можно расспросить родителей, чьи дети уже учатся в школе, а можно попытаться встретиться с кем-то из учителей, пообщаться лично, понять, подходит ли вам учитель. Также вам необходимо знать, по какой образовательной программе будет учиться ваш ребёнок, о технической оснащенности школы, наличии обедов и дополнительных занятий.

Физиологическое развитие ребёнка 6 лет

Ребёнок 6 лет проявляет всё больше разнообразия в проявлении физической активности. Если ваш малыш увлекается спортивными занятиями, ему нравится разучивать новые упражнения, совершенствуя с каждым разом свои навыки. И это является большим плюсом, ведь чем активнее ребёнок занимается спортом, тем легче ему будет переносить нагрузки в будущем. А с наступлением школьной поры ребёнку потребуется много сил на то, чтобы рано просыпаться, соблюдать дисциплину, делать уроки и т.д. При этом режим дня ребёнка должен быть составлен так, чтобы у него оставалось время для прогулок на свежем воздухе.

В возрасте 6 лет у детей продолжается половое созревание – важный момент в жизни ребёнка. Развитие мальчиков и девочек проходит по-разному. Мальчишки взрослеют гораздо заметнее, что проявляется не только в физической силе, но и в еде. Нередко ваш сынок может попросить добавки к обеду или заявить о своих предпочтениях в пище. В случае повышенного аппетита важно не перекормить ребенка, чтобы это не обернулось ожирением.

Девочки могут не так активно заниматься физическими упражнениями, но зато, подобно настоящей женщине, начинают обращать внимание на свою внешность, примерять мамины туфли или позаимствовать губную помаду.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет

Говоря о развитии ребёнка в 6 лет, мы уже делаем акцент на его интеллектуальный уровень. Многие родители уже отправляют своих детей в школу, а потому к 6 годам, как правило, ребёнок научился считать, писать и читать. Словарный запас дошкольника составляет от 3 до 6 тысяч слов. Также объем памяти ребёнка позволяет хранить полученную ранее информацию и запоминать новые знания.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет во многом зависит от того, насколько родители участвуют в этом процессе и в какое русло его направляют. Способности 6-летнего ребёнка настолько гибкие, что могут быть развиты в любой сфере. Дошколятам достаточно просто даётся изучение иностранных языков, они схватывают налету новые слова и способны подражать. Поэтому 6 лет – вполне подходящее время, чтобы отправить ребёнка в школу иностранных языков.

Также 6 лет – благоприятный период для овладения музыкальными инструментами. Обучаясь игре на фортепиано, скрипке или любом другом инструменте, ребёнок учится быть усидчивым, спокойным, внимательным. Соприкосновение с клавишами или струнами помогает контролировать движение обеих рук, развивать моторику. Кроме того, прививается музыкальный вкус, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребёнка.

Кстати, развитие музыкального слуха может стать отличной опорой при изучении иностранного языка, так как тренируется способность запоминать на слух.

Игры детей 6 лет

В 6 лет детям требуются более усложненные игры и игрушки. В этом возрасте ребёнку нравится что-то собирать, склеивать, складывать, то есть заниматься делом, нацеленным на результат. 6-летний ребёнок может 2-3 часа просидеть с конструктором, состоящим из множества деталей, либо собирать пазлы из более мелких фрагментов. Дети любят мастерить что-то своим руками: лепить из глины и пластилина, плести бусы из бисера, делать поделки из бумаги или ткани. Обычно прикладным творчеством детей учат заниматься в детском саду, но эти навыки вы вполне можете развивать и дома. Это нетрудно делать при наличии дома компьютера с доступом в интернет, где предлагаются тысячи вариантов занятий для детей 6 лет.

6-летние дети по-прежнему играют друг с другом во дворе на детской площадке. Но их досуг может ограничиваться не только качелями и горками. Вы сделаете ребёнку незаменимый подарок, если купите ему самокат, двухколёсный велосипед, роликовые коньки или коньки для катания на льду. Во дворе дети смогут устраивать целые соревнования, к примеру, по мастерству катания на самокате. Кстати, здесь хотелось бы обратить особое внимание родителей на психологическую составляющую коллективных игр. Конкурируя между собой, дети в шесть лет по-разному реагируют на проигрыши и победы. Родители должны научить ребёнка достойно терпеть поражение, а победу принимать, не унижая при этом других.

Воспитание ребёнка в 6 лет

В 6 лет ваш ребёнок – уже не беспомощный малыш. А потому в плане личной гигиены и опрятности он должен быть самостоятельным. Чтобы ваше чадо не выросло неряхой, ему следует выучить правила гигиены: напоминайте ему чистить зубы по утрам и вечерам, умываться, причесываться, мыть руки перед едой и т.д. Кроме того, ребёнку необходимо научиться аккуратно складывать свою одежду, бережно обращаться с вещами. В дальнейшем, вам обоим будет легче, когда ребёнок пойдёт в школу и будет уметь сам собирать портфель, вешать костюм или платье на вешалку в шкаф. Было бы неплохо приучать ребенка к выполнению домашних дел. Это разовьет в нем чувство ответственности и готовность помогать. Конечно, не нужно давать много поручений или доверять ребёнку то, с чем он вряд ли справится. Можно начать с лёгких обязанностей, к примеру, каждый вечер поливать цветы, по утрам заправлять свою постель, развешивать на верёвку свои вещи после стирки, покупать в магазине хлеб (если магазин находится в шаговой доступности и если отпускать ребёнка одного безопасно). Со временем ваши сын или дочка сами станут предлагать свою помощь по дому, а вам следует терпеливо относиться к промахам малыша. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если во время полива цветов он прольёт воду мимо горшка. Лучше похвалите и осторожно сделайте замечание.

В воспитании необходимо прививать и правила вежливости. Культура поведения ребёнка будет влиять на успеваемость в учёбе, на отношения со сверстниками и взрослыми. Согласитесь, гораздо приятнее услышать хорошие слова и похвалу о своем отпрыске, нежели получать какие-то негативные отзывы.

Вашему ребёнку будет легче усвоить хорошие манеры, если они практикуются у вас в доме. Дети, в семьях которых существует определённый уклад, где все относятся друг к другу с уважением и добротой, чувствуют себя увереннее в обществе.

 

 

Это интересно: