→ Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Как помочь ребенку найти друзей в детском саду

Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Как помочь ребенку найти друзей в детском саду

Отдавая свое чадо в детский сад, родители рассчитывают, что там их ребенок приобретет необходимые ему навыки общения, научится дружить, и у него появятся новые, а для кого-то даже первые постоянные, надежные товарищи по играм. Но, как правило, это не случается само по себе, ведь не все дети могут одинаково легко и быстро найти контакт со сверстниками и свое место в новой социальной группе. Но каким образом мы можем помочь своему малышу комфортно приспособиться к детскому саду и обрести там новых друзей? К счастью, родители могут многое сделать для своего ребенка в данной ситуации.

Во многом уверенность человека в себе выступает формирующим фактором дружеских отношений в любой социальной группе. Уверенный человек, а тем паче ребенок, который ощущает и знает, что он любим, мир безопасен, и его замечают, вероятнее всего, не будет чувствовать сильных сложностей при общении. И если даже допустить, что кто-то откажется с ним играть или дружить, он вполне сможет отыскать себе без ненужных расстройств других товарищей. Вероятно, именно поэтому основополагающим критерием успешного функционирования, в том числе и в сообществе детей, является уверенность. Впрочем, следует напомнить, что она не должна переходить в самоуверенность и тем более в хвастовство и чрезмерное выставление своих придуманных и даже действительных достоинств. И, безусловно, для выработки и укрепления уверенности в себе у вашего ребенка, очень важно относиться к нему как к личности, приучать к самостоятельности, с уважением принимать его собственные решения и действия.

Научившись знакомиться, малышу станет намного легче установить контакт со всеми другими воспитанниками детского сада. А для этого ему необходимо знать фразы, которые обычно предваряют знакомство и начинают общение. Очень часто ребенок часами не может влиться в общую игру, не зная, что нужно всего лишь сказать: «Привет, я - Денис, а как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Оля, можно я вместе с вами поиграю?». Несомненно, пригодятся малышу и самые обычные вежливые фразы: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как зовут твою куклу?» и тому подобные. Если малыш стесняется общаться со сверстниками, можно поупражняться с ним дома, используя для этого любимые игрушки ребенка. Например, устройте так, чтобы они знакомились друг с другом.

В процессе наблюдения за детскими играми можно обсуждать с ребенком различные ситуации. Ведь знать возможные ситуации взаимодействия с другими и учиться понимать действия и поступки посторонних ребятишек следует еще до детского садика. К примеру, поиграв в песочнице, можно обсудить с малышом, кто, чем занимался на детской площадке, кто из ребятишек выглядел грустным, а кто веселым, что их могло огорчить или обрадовать. После этого в виде игры (на примере тех же игрушек) можно донести до малыша, как лучше в тех или иных ситуациях вести себя.

Крайне важно, чтобы ребенок мог легко делиться и меняться, например игрушками. Именно с этого умения начинается воспитание истинного мастера общения. Это является огромным шагом к умению услышать собеседника, учитывать при взаимодействии и его интересы - так формируется навык ведения переговоров. И лучше всего привить ребенку данное умение легко взаимодействовать с другими детьми еще до того, как вы отправите его в садик.

Правильный выход из различных конфликтных ситуаций чрезвычайно важен для ребенка. Ведь даже
наиболее мирно настроенному малышу, далеко не всегда удастся обойти конфликтные ситуации, столкновения интересов и драки. При этом очень важно научить ребенка и высказывать свое мнение, когда это нужно: «мне не нравится это», «не хочу» или просто «нет», если его заставляют совершить что-то неприятное или просто запрещенное. Однако не нужно учить ребенка обзываться и драться: уверенный и воспитанный человек практически в любой ситуации сможет доказывать свою правоту другим способом. Конечно, ситуаций, когда малышу придется драться, по всей видимости, не избежать. Однако в этом случае следует устроить тщательный «разбор полетов». Причем сначала наедине с малышом, а затем - с участием всех сторон конфликта. После выяснения всех обстоятельств не надо стараться "воздать виновным по заслугам" - лучше организовать «всеобщее примирение», направив энергию конфликта на созидание.

Не надо пытаться купить дружбу, гораздо важнее увлечь других. Зачастую детки, с которыми не играют другие ребята, пробуют завоевать внимание с помощью угощений и необычных игрушек. И правда иногда такая детская тактика может иметь успех, однако важно не переусердствовать с этим желанием. Ведь вполне может быть, что новая подружка пожелает общаться с малышкой только до того времени, пока та дает ей свою красивую куклу. И если малышка стала заложницей именно такой печальной ситуации, нужно попробовать изменить ее - например, научить ребенка создавать интересные вещи своими руками, например, мастерить бусы из серебристой конфетной бумаги или делать красивые оригами. И тогда детки сами захотят дружить, чтобы поучаствовать в чем-то интересном.

И, конечно же, ребенку завести друзей всегда поможет его позитивный настрой и оптимизм. Поэтому очень важно учить этому вашего малыша. При этом совершенно не нужно ломать его собственный характер. И в заключение, пара вопросов к читателям. Согласны ли Вы с советами, приведенными в статье? Как Вы помогаете своему ребенку наладить контакт со сверстниками? Что является основополагающим, с Вашей точки зрения, для успешной социализации ребенка?


У него нет друзей, он не знает, о чём говорить с ровесниками, а в больших компаниях всегда один. Почему так происходит?

Малыш окружен вниманием и заботой своих близких. Для них он самый лучший и родной, и семья чаще всего является безопасной и комфортной средой для ребёнка. Однако время идет, и приходится отправлять родное чадо в большой мир. Садик, школа, просто друзья во дворе, как они примут нашего ребёнка? Сможет ли он найти общий язык с ровесниками?

Зона комфорта

Основная задача любого ребёнка - набираться опыта в различных сферах жизни. Ошибаясь и набивая синяки и шишки, он учится менять свое поведение таким образом, чтобы достигать цели наиболее безопасным и коротким путем. Попадая в ситуации, где он вынужден испытывать стресс и дискомфорт, ребёнок учится быть устойчивым и самостоятельным.

Новый детский коллектив - это достаточно дискомфортное место для любого ребенка. Если в семье с малыша буквально сдувают пылинки, не давая ему получать свой собственный опыт, то ему будет очень трудно влиться в коллектив. Малейший намек на непринятие повергнет его в панику, и преодолеть этот страх будет очень сложно. Родителям стоит постараться создавать для ребёнка дома ситуации, где бы он мог научиться преодолевать трудности самостоятельно. А лучше с самого раннего возраста не препятствовать малышу в познании мира.

Баловень

Бич многих семей, где малышей воспитывают в основном бабушки и дедушки - это избалованные дети. Их бывает трудно терпеть даже взрослым. Такие малыши чрезвычайно самоуверенны, часто безосновательно. Попадая в детский коллектив, они ожидают мгновенного признания своего превосходства. Но этого обычно не происходит, и такая ситуация становится очень травматичной. Проблема решается расширением круга общения: необходимость каждый раз приспосабливаться к новым людям смягчит личностные особенности малыша.


Изоляция

Начиная с года ребёнок активно познает социальное окружение. И родителям важно предоставить ему возможность общаться с разными людьми - близкими родственниками, ровесниками, друзьями родителей, совершенно незнакомыми людьми и так далее. Ему крайне важно получить этот опыт, именно из него формируется в дальнейшем и умение общаться и обаяние. Если же родители сами малообщительны, ведут изолированный образ жизни, не поддерживают отношений с родственниками, то и ребёнок растет в условиях социальной изоляции. Поэтому закономерно, что он будет иметь сложности в общении с ребятами.

Общение с мамой

«Мой ребенок ни с кем не играет», «он всегда один, к нему никто не подходит», «дочь тянется к детям, но они ее прогоняют» – если у ребенка проблемы с общением со сверстниками, родители пытаются ему помочь. Как сделать это максимально эффективно?

Чем младше малыш, тем меньше у него навыков общения. Если он слишком пассивен или, наоборот, напорист, это может вызвать раздражение, агрессию и другие негативные эмоции со стороны окружающих детей.

Если вы недавно переехали, и все друзья остались на старом месте, помогите ребенку поскорее завести новых приятелей. Старайтесь гулять во дворе или на детской площадке в одно время с другими детьми. Для ребенка, который не ходит в сад, можно найти интересные занятия, кружки, секции. У малыша старше пяти лет уже должна быть своя среда, компания, приятели, общение. Одной только мамы ему уже недостаточно, он же не младенец!

Вы много гуляете, ходите на танцы, футбол и рисование, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, дети чувствуют его замкнутость, внутреннее нежелание общаться. Такую проблему лучше решать индивидуально с психологом. Если ребенок не смотрит в лицо собеседника, не улыбается в ответ на улыбку близкого человека, не пытается разговаривать, непременно обратитесь к специалисту, чтобы исключить ранний детский аутизм.

Ребенку, который выгодно выделяется на фоне других детей – в саду или в школе, также бывает непросто найти друзей. Например, малыш отлично поет, лучше всех решает арифметические задачки, рисует, танцует. В этом случае дети могут ему завидовать, считать (обоснованно или нет), что он задается.

Навыки общения:

Научные исследования, где сравнивались стратегии детей в песочнице и принятие их группой сверстников, дали интересные результаты. Оказывается, малыши, которые сразу же пытались включиться в общую деятельность и проходили в самый центр песочницы, встречали сопротивление других детей, и возникал конфликт. Детей, которые оставались у края песочницы, никто не замечал. Успеха добивались те ребята, которые сначала пристраивались у краешка группы, начинали копировать то, что делали другие, и понемногу продвигались к центру группы. Постепенно они достигали центра и прекрасно там себя чувствовали.

Таким образом, чтобы включиться в совместную деятельность, ребенку нужно, во-первых, быть острожным, уметь подстраиваться под ситуацию, но при этом быть достаточно настойчивым, уметь справиться с возникающими сложностями. Для того, чтобы тебя приняли, нужно овладеть настоящим искусством дружбы. Например, научиться преодолевать возможные конфликты. Дети не любят ровесников, которые критикуют и высмеивают других. Однако не всегда дружелюбие вызывает ответное дружелюбие. Если некоторым детям надо научиться вести более открыто, то другим, наоборот, надо стараться сдерживать себя, так как из-за навязчивости и излишнего внимания к окружающим они вызывают неприязнь.

Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады необходимы как раз для того, чтобы дать малышу первый социальный опыт. Коммуникативные навыки дети приобретают, в первую очередь, от своих сверстников и только потом – от родителей.

Часто родительская гиперопека и повышенная тревожность приводит к тому, что ребенок становится пассивным, испуганным, нервным и, как следствие, не вызывает уважения у сверстников. Очень важно развивать ребенка не только интеллектуально, духовно, но и физически. Ребенок, который уверенно двигается, владеет своим телом, сразу же воспринимается положительно. Прекрасно заводить друзей в секциях, где дети занимаются общим делом. Однако бывают случаи, когда малышам необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения.

Если ваш ребенок задира, то лучше подобрать ему друга помладше, которого придется опекать. Если ребенок, наоборот, покладистый, желательно найти более активного товарища. Задира узнает, что можно заработать авторитет, не прибегая к агрессии, а ведомый ребенок, наоборот, переймет новые стратегии более активного друга.

Проблема общения для школьников даже более актуальна. Ведь даже многие взрослые люди не могут похвастаться владением коммуникативными навыками. К счастью, дети 3-5 классов прекрасно им учатся. Можно попросить школьного психолога или классного руководителя провести с ребятами тренинг. Детям нужно разделиться на пары и постараться проявить к товарищу больше внимания: похвалить, выслушать, высказать интерес, предложить помощь. Вы удивитесь, какой потрясающий эффект это даст.

Важно!

Никогда не ругайте своего ребенка при сверстниках и не говорите плохо о его друзьях.

Не стоит рассказывать при других родителях или детях, что считаете вашего ребенка застенчивым или пугливым, родители могут рассказать это дома, и завтра ваш ребенок услышит это от ровесников.

Если педагог постоянно критикует ребенка, не видит в нем ни одной хорошей черты, не стоит верить каждому слову такого учителя.

Внимательно вникайте в каждую ситуацию или проблему. Ребенку важно ваше участие.

Если у вашего ребенка один друг, не переживайте – это нормально. Не навязывайте ему общение с большим количеством друзей, пусть ребенок сам решает.

Хвалите ребенка за малейшие достижения. Говорите ему, что он нравится вашим друзьям и другим детям. Ваши слова поддержки особенно нужны ему перед тем, как он будет общаться с этими людьми. Это придаст ему уверенности, и встреча пройдет комфортнее.

Вопрос: Здравствуйте, подскажите мне, как себя вести. Ситуация такая: я воспитатель, с сентября у меня дети 2-3года. Я раньше с такими маленькими детьми не работала. Первого сентября пришло 11 детей. За неделю почти все адаптировались, почти вся группа остается на полдня. Со следующей недели будут спать. Но не могу найти подход к одной девочке: ее приводят позже всех, дети уже завтракают.

Как только она приходит, сразу начинает закатывать истерики. Большинство детей, глядя на нее, также начинает плакать, хотя несколько минут назад кушали спокойно. Завести ее в группу очень тяжело — она начинает вся извиваться, драться. На стул посадить ее не могу — она тут же скатывается с него. На руках держать не могу — дерется. И категорически отказывается идти в группу. Я с ней гуляю по коридору. Я уже не могу, что делать? Отвлечь ничем невозможно, она без перерыва орет, не плачет, а орет, и от ора ее рвет. На игрушки не реагирует, слова мои не слышит. Как ее отвлечь?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Знаете, ответ я могу дать только один: первое время (как долго – покажет опыт) с девочкой в начале дня должен быть какой-то один взрослый. Чтобы спокойно, без паники, без суеты, без дерганья оттого, что другие дети без присмотра, проводил с ней, может, час, или как будет получаться. Чтобы девочка могла привыкнуть к новой обстановке, новым вещам, новым краскам, новым звукам и запахам. И чтобы было ясно, что сад — это не тюрьма для детей, где следят только за тем, чтобы дети не поубивались и не сбежали. Чтобы всем – и воспитателям, и няням, и детям, было привычно, что садик – это там, где можно играть, где интересно, где тебя понимают и уважают, где дружат и выясняют отношения, учатся и соревнуются, ну и так далее. Садик – это место, где классно! Куда хочешь попасть, как только утром просыпаешься. А воспитательницу так приятно обнять и поговорить с ней, а нянечка всегда поможет – она же взрослая и все умеет.

Кто может быть этот человек? Мама, кто-то из близких, или какой-нибудь работник садика, или кто-то еще. Господи, да людей же тысячи, неужели среди них не найдется подходящего одного, чтобы с ним можно было договориться, или чтоб сам хотел.

Вот вам и творческая задача. Кстати, это может быть ребенок из старшей группы, который любит с мелкими возиться. Ищите, и обязательно найдете.

А девчонке этой реально плохо, когда она так кочевряжится. И кричит она не из вредности и не от хорошей жизни, а потому, что испытывает неимоверное напряжение психических сил, оттого, что у нее невыносимое стрессовое состояние. Взрослый человек при таком психическом прессинге или инфаркт с инсультом получает, или гипертонический криз, или еще что-то, что взрослые люди называют «серьезное заболевание».

Дорогие взрослые, берегите детей! И друг друга!

Почему родители отдают своего ребенка в детский сад? Ответ прост: чтобы ребенок правильно развивался и общался со своими сверстниками. Мамы и папы уверены, что как только их малыш придет в группу, он очень быстро сможет найти себе друзей , с которыми он будет играть и познавать окружающий мир.

Именно в детском садике дети получают первый опыт дележа игрушками, совместного просмотра мультиков, создания дружеских «союзов». Вспоминая свое детство, родители думают, что ребенок будет чувствовать себя в детском садике комфортно. Однако случается так, что ребенок не может подружиться, он чувствует одиночество. В этой ситуации очень важна помощь родителей.

Чем можно помочь ребенку?

Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?

1. Уверенность в себе.

Это качество является залогом дружеских отношений. Ребенок, который уверен в себе, знает, что его любят, уважают и ценят, будет с легкостью сходиться со своими сверстниками. Чтобы развить это качество, родители должны воспринимать своего малыша, как взрослую личность, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, учить принимать самостоятельные решения и поддерживать его во всех начинаниях.

2. Умение знакомиться.

Вспомните, как в детстве вы знакомились. Всего одна фраза могла превратить незнакомого ребенка в вашего друга: «Привет. Давай дружить. Меня зовут Коля (Света)». Обучите своего ребенка самым простым и распространенным фразам, которые помогут ему найти друзей. Если ребенок стесняется, можете предложить ему потренироваться на своих игрушках. Пусть мишки и зайчики становятся друзьями, играют, общаются. Это без сомнения поможет ребенку стать более раскованным.

3. Понимание людей.

После прогулки на площадке обговорите с ребенком, как происходили игры, кто играл, а кто стоял в стороне и скучал. Расспросите малыша, что его порадовало, а что привело в замешательство. Конечно, ребенку тяжело понять каждого ребенка, который играет с ним в песочнице. Иногда он не знает, как поступить в той или иной ситуации. Вы можете помочь ему: воссоздайте ситуацию в игровой форме и расскажите ребенку, как лучше поступить, чтобы избежать конфликта и подкрепить дружеские отношения с каждым малышом.

4. Учим делиться.

Не каждый ребенок понимает, почему он должен давать свои игрушки кому-то еще. Разъясните малышу, что это поможет ему обрести друзей. Ребенок должен уметь делиться и меняться игрушками. Именно с этого и начинается развитие манеры общения, которое позволит карапузу спокойно реагировать на конкуренцию и учитывать мнение остальных членов группы.

5. Выход из конфликтных ситуаций.

Даже самый тихий ребенок может оказаться в конфликтной ситуации . Родители должны научить малыша говорить «нет», » я не буду отвечать на ваши обзывания» и так далее. Не следует обучать ребенка давать сдачи обидчику. Необходимо пытаться решить все при помощи разговора.


6. Друзей нельзя купить.

Зачастую дети, которые не могут найти себе друзей, начинают привлекать своих сверстников сладостями и игрушками. В некоторых случаях это помогает, однако бывает и так, что новые «друзья» общаются с ребенком только потому, что у него много конфет или игрушек. Чтобы этого не произошло, научите ребенка делать что-то интересное, что может привлечь остальных малышей, которые захотят тоже научиться делать попугая из бумаги или бусы из бисера, а может и домик из спичек.

7. Не забываем об улыбке.

Всем без исключения нравятся добрые люди, которые привлекают внимание своей открытой улыбкой . У веселых, улыбчивых людей и друзей больше, чем у угрюмых и плаксивых. Поэтому научите свое малыша на все смотреть только с оптимизмом, в каждой ситуации находить положительные моменты. Пусть ребенок запомнит основное правило и следует ему: » Хорошее настроение способствует общению, поэтому улыбайся, несмотря ни на что».

 

 

Это интересно: