→ Новые методики работы с детьми и подростками. Формы работы с детьми и подростками

Новые методики работы с детьми и подростками. Формы работы с детьми и подростками

Федорова Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СОН РО "СП "Огонек"
Населённый пункт: р.п. Каменоломни Ростовской области
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: Современные формы и методы воспитательной работы с подростками.
Дата публикации: 02.05.2017
Раздел: дополнительное образование

Доклад из опыта работы.

Тема доклада:

«Современные формы и методы внеурочной воспитательной работы с подростками».

Воспитатель ГБУ СОН РО СП «Огонек» Федорова А.Е.

1. Введение

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно

воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле

воспитание - передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеет исторический

характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития.

В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны

общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений,

нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - специально

организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ребенка с целью формирования у него

заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание - процесс и результат воспитательной работы,

направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых

происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих,

ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта

условий, в которых они применяется. При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

Особенности обучающихся, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;

Особенности содержания воспитания;

Сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности

каждого средства и последствия его применения;

Особенности ситуации;

Меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Учитывая такой выбор форм и методов воспитательной работы, позволяет мне выбрать цель и содержание

воспитательной работы с подростками, проживающими в приюте. Целью и содержанием воспитательной

работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания.

2. Формы и методы внеурочной воспитательной работы

Основными целями работы всех сотрудников в приюте является формирование общей культуры личности

подростков, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам

и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формированию здорового образа жизни.

Для достижения этих целей свою работу начала с планирования воспитательной работы по трудовому

воспитанию. Разработала программу дополнительного образования «Дружно трудиться – всегда пригодится».

Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый

ребенок нуждается в индивидуальном подходе, так как наши воспитанники имеют свой стиль поведения с

различной мотивационной направленностью.

Используя формы воспитательной работы, я в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть

личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися, стараюсь, чтобы он

раскрыл передо мной свой внутренний мир. И чтобы этого добиться я применяю следующие

методы воспитательной работы:

убеждение, организации деятельности, стимулирования поведения и деятельности.

Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент,

источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово

взрослого, но и суждения воспитанников. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия

на умы и чувства подростков, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства.

Поэтому метод убеждения я применяю в своей работе, когда рассматриваем какую - либо

ситуацию и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот

метод позволяет мне изменить сознание воспитанника.

Организация деятельности является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в

себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Формы и методы воспитательной работы в приюте многообразны:

Проведение лекций, бесед, вечеров отдыха;

Организация вечеров вопросов и ответов;

Проведение спортивных мероприятий, походов, экскурсий и многое другое..

Начиная работать по программе,разработала правила самообслуживания:

Правила дежурного по групповой комнате;

Правила дежурного по столовой;

Правила ухода за своей одеждой и обувью;

Завела графики дежурств по столовой и групповой.

Завела лист «Оценка деятельности».

Практика показала, что этот метод работы с подростками разного возраста, дает положительные результаты.

Следующая форма, применяемая мною в воспитательной работе - это мероприятия по уходу за прилегающей

приюту территорией: дети убирают площадки, цветники, дорожки. Учатся работать инструментами и работать

в коллективе, помогая друг другу.

Такие мероприятия создают возможность естественного вхождения воспитанников в ситуации нравственного

активному самовыражению, «проживанию» в игровом образе (защитники природы)и приобретению ими

определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе

взаимодействия.

Также, во время работы, провожу «Загадки для ума», «Логические развлечения», применяя вопросы из

самых разных областей:пословицы о труде и дружбе, как рыхление почвы и полив влияет на развитие

растений и другие при ответе на которые требуется проявить не только знания, но также смекалку и

находчивость.

Большое распространение получили разнообразные формы беседно - дискуссионной деятельности:

мероприятия проходили в форме бесед, обсуждений, диспутов и дискуссий которые является одним из

средств, перехода знаний в убеждение. Темы самые разнообразные: почему «дружно трудиться всегда

пригодится»? ,почему

трудиться? Цель этих мероприятий формирование негативные отношения к

лени, а также расширение и закрепление знаний о вредных последствиях безработности для благополучия

человека и его морального и физического здоровья. В воспитательской работе очень важно, что процесс

бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода нравственное взаимопросвещение.

Основная работа - это контакт воспитателя с подростком, в ходе которого производится разбор конкретных

жизненных ситуаций. Такие дискуссии как: «Можно ли быть свободным без ответственности», «Товарищества

твердые законы» помогают помочь осознать нравственные нормы и правила жизни. Формировать у

воспитанников нравственное отношение к окружающим людям, труду, осознания ценности человеческой

жизни, а также развивать волевые качества обучающихся, способности к критическому осмыслению своих

сильных и слабых сторон. Каждая такая беседа помогает мне ближе узнать воспитанников, их отношение к

реальной действительности. Такие контакты позволяют подросткам раскрыть себя.

Педагогическое требование я, применяю как предъявление к выполнению определенных норм поведения,

правил, законов, традиций, принятых в «Правах и обязанностей проживающих в приюте». Требую от

воспитанников совокупность норм общественного поведения. По форме требования бывают прямые и

косвенные. Прямые приказания даю дежурным, а косвенные требования предъявляю в виде просьбы,

совета. В моей воспитательной работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу собрать

игрушки или помочь младшим в одевании и раздевании.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении

поступков, после проведения «Трудового десанта» на памятники или проведения мероприятий по уборке

территории ветеранов войны и тыла. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую

выступления подростков с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей

работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения воспитанниками, действий с целью

их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю, что:

Вещи должны быть в шкафу, аккуратно сложены;

Верхняя одежда должна находиться в раздевалке;

Обувь помыта и почищена;

В комнате должен быть ежедневно порядок;

Кровать аккуратно заправлена;

В тумбочке должен быть порядок…и многое другое.

Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так

важно формировать.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации я

применяю в мероприятиях. Например: «Можно ли быть человеком, без ответственности?», где мы с

подростками обсуждаем значение слова «ответственность», а также показываю значимость этих понятий в

жизни человека, создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формирую новые нормы

поведения, ценности.

Методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению.

Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой

этих методов является переживание, самооценка подростка, осмысление поступка, вызванные оценкой

товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку

своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанников с помощью его оценки.

Метод поощрение, похвалу, благодарность - применяю, когда одобряю ребят за проделанную работу,

поведение, правильный поступок. Когда скажешь им «молодец». Одно только слово вызывает у них чувство

удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует к улучшению поведения. Методика поощрения

позволяет мне одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт

одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется подросткам с девиантным поведением и

неуверенным в себе.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам

поведения. В своей воспитательской работе применяю метод наказания при нарушении воспитанниками

правил проживания в общежитии. Делаю замечание, предупреждение, беседую. Частным случаем наказания

является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.

Эти системы форм и методов включают в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к

разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и

взаимодействия детей и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов

деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь подросткам увидеть

в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств,

подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе

формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная

сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д.

Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного

процесса, где формируются трудовые действия, складываются

производственные отношения, изучаются орудия и способы их

использования.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития

личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта

посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как

неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере

центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же

неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Таким образом, опыт работы позволил сделать вывод, что труд

подростков должен правильно, педагогически целесообразно

организован.

В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую

действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик

закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе,

начинает интересоваться техникой, производством. Все это

превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение

к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности

своего труда для общества.

Cлайд 1

АРТ -ТЕРАПИЯ Формы работы с детьми и подростками Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Cлайд 2

Показания для применения игр с камушками: трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков; психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; невротические и эмоциональные расстройства; кризисные состояния; развитие собственного представления о себе; оптимизация психического развития в детском возрасте.

Cлайд 3

Игра "Разложи камушки" Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней. Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой. Чтобы дорожки были одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке: один большой, за ним 2 маленьких; один серый, три беленьких впереди и т.д. Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т.д.), разложив их на столе. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 4

«Создай каменную картину» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину. Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 5

«Волшебный камень» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов. Необходимое время: 30-40 минут.

Cлайд 6

«Балансирующие камни" Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 7

Игра «Остров сокровищ»: Ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Цель: игра позволяет обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.

Cлайд 8

«Выбери меня»: Групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.

Cлайд 9

Cлайд 10

«Большие и мелкие камни или песок» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов и сосуды для засыпания (различной формы бутылочки) Процедура: Камушки различной величины, формы и цвета лежат в коробке перед всеми. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки, поддержите их в руках. Заполните бутылочки камушками, чтобы они оказались полными. После выполнения работы зачитывается притча. Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 11

Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон. Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова - да, сосуд полон. И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде. «А теперь, - вновь обратился Учитель к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь! Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети - все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь. Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина. Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.

Cлайд 12

Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать свое внимание только на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за собственным здоровьем. И у нас остается еще предостаточно времени для дома, работы, празднований и многого остального. Давайте следить за своими крупными камнями - ведь только они ценны, а все остальное - только лишь песок»… В заключение поделитесь своими впечатлениями. На что Вы тратите свое время, свою жизнь? Согласны ли Вы с мудрецом? Давайте попробуем определиться с собственными жизненными ценностями. Выскажите свое мнение.

Cлайд 13

«Сад камней» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, газеты, цветная бумага, коробочки, палочки и другой строительный материал. Процедура: Подростки могут выполнять задание индивидуально или в группах. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» подростков, в зависимости от того, как они оценят и опишут свой сад. Инструкция: Представьте, что мы с вами создатели великолепного сада камней. Этот сад будет столетиями радовать нас и других людей. Обычно сады камней создавались для созерцания, для размышления и открытия каких-то истин. Такие сады вечны. Попробуйте составить свой сад камней. Вы можете использовать весь предложенный материал, ведь сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. В заключение поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли Вам создавать сад? Каким и для кого будет он? Как Вы чувствуете себя в своем саду? Кого бы Вы пустили в свой сад? Кого бы не пустили в свой сад? Цель: раскрытие собственного предназначения, диагностика взаимодействия с социумом подростка, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 14

«Камень за пазухой» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Лучше это упражнение выполнить в группе. Зачитывается притча. В заключение обмен впечатлениями с использованием камней. Инструкция: Послушайте притчу. Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики. - Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. Чтобы легко было идти по жизни, не надо носить камней за пазухой! Были в вашей жизни случаи, после которых вы держите камень за пазухой, или кто-то носит для Вас камень за пазухой. Выберите этот камушек, поделитесь с нами. Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 15

Этот камушек похож на меня, потому что…» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие себя, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 16

«Моя семья» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие членов семьи, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями. Цель: диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 17

«Тяжелая ноша» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие проблему, с которой столкнулись в своей жизни подростки, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Были ли в вашей жизни случай, после которых было трудно отойти, расслабиться, успокоиться. Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам «трудную ношу», проблему, с которой Вы столкнулись в своей жизни и до сих пор несете и не можете никак сбросить со своих плеч. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями. Цель: диагностика проблем, травмирующих ситуаций, раскрытие собственных возможностей преодоления своих проблем, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут. Игра «Как это относится ко мне?» С закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.

Cлайд 20

При интерпретации выбора и обсуждении учитывается: семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос; личностные ассоциации клиента; символизм цвета, формы, расположения; общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов; ассоциации психолога, синхронистичность; пространственно-временные соотношения в композиции. Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.

Cлайд 21

Литература: Столярова Светлана Сайрановна ГОУ № 373 г. Москва, педагог-психолог Назметдинова Ирина Сайрановна Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки г. Астрахань«оригинальная авторская разработка» 1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е Арт-терапия детей и подростков.- М.: Когито - Центр, 2007.-198с. 2. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2007.-160с. 3. Реброва Екатерина Викторовна Игра в камушки.//[электронный ресурс] http://www.psylist.net/avtor/00009.htm 4.Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с. 5.Штейнхард Л. Юнгианская Песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

Досуг для детей и подростков в каникулярный период - это сфера, в которой они, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, реально и полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной творческой деятельности и самовыражении эмоций и чувств. Досуг - это еще и зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Досуговая деятельность выполняет важнейшие функции. Например, такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие - благоприятная сфера для осознания себя, раскрытия своих позитивных качеств, достоинств или недостатков в сравнении с другими детьми. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям и подросткам возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, детский досуг выполняет важнейшую коммуникативную функцию. Далее отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, радоваться, их воздействие театрального действа воспринимается намного острее жизненных ситуаций. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Таким образом, детскому досугу характерна самореализационная функция. В досуговое время творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в примерке детьми самых разнообразных социальных амплуа. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Следовательно, детскому досугу свойственна творческая функция. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей и подростков. В досуге происходит узнавание нового: расширяется художественный кругозор; постигается процесс творчества; осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция. Одна из важных задач детского досуга - содействовать выбору профессии, так как именно в школьном возрасте актуальным становится вопрос об избрании профессии. Большинство детей могут найти ответ на этот важный вопрос в организованной учреждениями культуры досуговой деятельности, когда дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, открывая для себя мир новых профессий. То есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции. Несомненно, что в рамках досугового времени происходит восстановление и утраченных в период школьного учебного года физических сил детей, значит реализуется рекреационная функция досуговой работы .

Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в каникулярный период могут быть:

  • v организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений, основой или ядром которых могут стать временные детские творческие коллективы, профильные творческие объединения, объединяющие детей, увлеченных одной идеей. Причем деятельность такого творческого коллектива или объединения может стать наиболее эффективной, если оно будет объединять творческую активность детей разного возраста. Преимущества таких объединений - передача опыта старших младшим, где младшие приобретают умения и навыки в совместной творческой деятельности, возможность детей раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела, сотрудничество старших и младших в творческом процессе обогащает отношения детей разных возрастов друг к другу, развитие коммуникативных отношений и возникновение позитивных социальных связей, которые значительно снижают опасность замкнутости, отгороженности детей школьного возраста от социума;
  • v культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.);
  • v проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков, в том числе привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества, организация гастрольной деятельности таких коллективов самодеятельного народного творчества;
  • v проведение творческих смен для заинтересованных народным творчеством и одаренных детей и подростков, так называемые «театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр. .

В сфере досуга дети и подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Одним из вариантов организации каникулярного досуга детей и подростков является организация творческих и оздоровительных лагерей на базе клубных учреждений, которые в своей работе могут воспользоваться опытом организации каникулярного отдыха детей и подростков на базе общеобразовательных школ.

Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры. В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут детям и подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности детей и подростков, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Культурно-досуговые учреждения по природе своей является учреждениями полифункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на детскую личность.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Как отмечает Л.Ф. Анн, основными задачами развития подростка являются:

Формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

Формирование интереса к другому человеку как к личности;

Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

Развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

Развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием .

В связи с вышесказанным выделяют основные направления работы с подростками:

1. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.

2. Развитие чувства взрослости.

3. Развитие учебной мотивации.

4. Развитие интересов.

5. Развитие общения.

6. Развитие воли, воображения.

Проблема социализации подростков является актуальной на сегодняшний день. Основная задача создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.

Главное направление в работе с подростками - дать возможность проявить себя в деле, способствовать реализации их возможностей.

Для воспитания подростка в любом случае необходим очень дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих интересов, признание и личная свобода - от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства - от умения подчиняться. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, дружбы, любви .

Мухина В.С. подчеркивает, что основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности- учебной, производственной, творческих занятий и прочее.

Как отмечает И.С. Кон, для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В связи с этим одной из форм работы с подростками является различные занятия (классные часы, уроки психологии, круглые столы, олимпиады, викторины и т.д.), направленные на развитие самосознания, как внутреннее освоенного опыта социальных отношений, позволяющего глубже понять других и себя.

Досуговая деятельность - уникальное средство социализации подростка. Досуг (развлечение) - добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социально-педагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму.

Примерные формы досугового общения: «огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программа «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие-младшим» и др.

Среди психолого- педагогических форм и методов работы с подростками выделяют ряд наиболее эффективных. Так к ним относятся:

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Психологическое консультирование - специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Суть консультирования состоит в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов - не на информации и рекомендациях, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Вместе с тем, психологическое консультирование представляет собой пограничную между ними область, использующую возможности и терапии, и обучения. Методические подходы к консультированию различны, но в любом случае консультант работает не с фактами объективной жизни, а с фактами переживаний.

Метод беседы - один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод групповой тематической дискуссии. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

разработать и использовать новые стратегии поведения;

отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

Ролевые игры бывают двух типов.

На этапе актуализации проблемы.

На этапе отработки навыков.

Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

Несомненно, данные методы работы с подростками могут реализовываться как самостоятельные. Но в последнее время все большую актуальность приобретает такая форма работы с подростками как социально- психологический тренинг, который может в себе объединять выше перечисленные формы и методы работы. И в этом случае перечисленные методы становятся техниками при проведении тренинга.

Более подробно о психологических особенностях социально- психологического тренинга мы рассмотрим в следующее части нашей работы.

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падание авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего проявляются так называемые девиантные подростки.Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками, или подростками асоциального поведения выстраиваются основные формы и методы в социально-педагогической работе с девиантными подростками. девиантный подросток педагог

Социально-педагогическая работа - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы социального педагога с подростками девиантного поведения:

Первая форма - организация социальной среды.

Вторая форм - психопрофилактическая работа(информирование).

Третья форм - активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма - организация здорового образа жизни.

Шестая форма активизация личностных ресурсов.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок- групп. Чрезвычайно важна работа в местах, еще молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков лидеров, проводящих соответствующую работу. В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего - это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению .

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

  • 1. Метод психологического консультирования;
  • 2. Метод разговорной психотерапии.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Таким образом, психологическое консультирование - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика - взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия - мтод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Изотерапия - лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды - то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. - всё, что помогает создать художественное полотно.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка .

Итак, рассмотрев девиантное поведение подростков, следует сделать вывод, что это явление комплексное и сложное. Оно может иметь как внешние, так и внутренние причины. Девиантное поведение связано не только с индивидуальными особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних и внутренних факторов, а так же какой социум окружает подростка. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение, которое затрудняет их социализацию в обществе.

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), и коррекции уже имеющихся отклонений.

В условиях Современной России подростки неподвластны противостоять рекламам, алкоголю. табакокурению, СМИ, а так же многим развлечениям, на которых делают очень много денег бизнесмены, и им не важна дальнейшая судьба подростка. Так же большое влияние на развитие девиантного поведения у подростка оказывает сама школа, не компетентность молодого специалиста, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями, не учитывают индивидуально-психологических особенностей подростка. Семья как социальный институт тоже откладывает определенный отпечаток на подростка.

В общеобразовательных учреждениях в работе с такими подростками в основном опираются на такие документы как: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон об основных гарантиях прав

 

 

Это интересно: