→ Когда ребенок должен начать ходить самостоятельно? Когда ребёнок начинает ходить и как ему помочь Во сколько девочки начинают ходить и говорить.

Когда ребенок должен начать ходить самостоятельно? Когда ребёнок начинает ходить и как ему помочь Во сколько девочки начинают ходить и говорить.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Приветствую вас, друзья! В нашей сегодняшней статье речь пойдет о первых шагах вашего малыша. Вы заботитесь о нем каждый день, радуетесь его первым успехам, смотрите, как он развивается. Вам, наверняка очень любопытно и хочется, когда же ваш младенец сделает первый свой самостоятельный шаг. А может быть ему нужно в этом помочь, вдруг он сам не справится? Сейчас мы вместе попробуем с вами ответить на все эти вопросы.

В каком возрасте дети начинают ходить и от чего это зависит

Сейчас я вас огорчу и скажу, что точного возраста нет. Более того, приблизительный интервал между крайними сроками достаточно внушительный, ведь некоторые детки начинают ходить в 9-10 месяцев, а другие откладывают это знаменательное событие аж до полутора лет. Это все очень индивидуально. Может быть такое, что ваш ребенок только научится нормально сидеть, а соседский уже ходить пытаться будет.

Срок, когда малыш начал ходить никак не повлияет на будущее формирование и физическую форму вашего ребенка. Если мы снова вернемся к соседскому малышу, который уже ходит, то не факт, что через 20 лет он будет таким же активным. Ваш может стать чемпионом страны по какому-то виду спорта, а соседский получить ожирение из-за неправильного питания или образа жизни.

На то, когда ребенок пойдет, влияет несколько причин. По отдельности они, вроде бы и незначимые, но если взять в совокупности, то, в принципе все эти факторы повлиять могут значительно.

  1. Пол ребенка. Все, наверное, в курсе, что мальчики ленивее чем девочки (во всяком случае, в детстве точно). Отсюда следует, что от девочек нужно ожидать того, что они пойдут раньше.
  2. Вес и телосложение ребенка. Более полненькие детки являются менее подвижными, им будет тяжелее удержать себя на ногах. Из этого следует, что и пойдут полные детки позже.
  3. Влияние родителей на процесс. Некоторые мамы и папы хотят поскорее научить свое чадо делать первые шаги и начинают читать кучу вспомогательной литературы, как это можно сделать плюс ко всему еще и кучу всяких приспособлений накупают. Другие же родители наоборот вообще не занимаются ребенком, не делают никакие упражнения, гимнастику и т.д.

В первом случае перебор и малыш действительно может пойти раньше положенного ему срока, а это чревато последствиями, о которых вы прочитаете чуть ниже. Я для этого специально даже отдельный пункт к статье выделил.

Во втором же случае ребенку будет трудно, потому что никто не готовил его мышцы к ходьбе. Поэтому важно знать золотую середину и помогать ребенку учиться ходить, а не насильно всеми способами заставлять его это делать.

  1. Темперамент малыша. Да у таких маленьких детей уже определился темперамент и формируется характер. Одни из них более спокойные, а другие более подвижные, им все интересно, они все изучают, пытаются куда-то доползти, падают, потом встают и пойдут они, естественно, быстрее.
  2. Наследственность. Вы могли особо не выполнять с ребенком никаких упражнений, а пойти он может рано. Все это из-за того, что вы или папа малыша тоже рано сделали свой первый шаг.

Если ребенок пошел слишком рано или слишком поздно

Я уже писал о том, что не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок пошел слишком рано. У него еще несформированный скелет, слабые кости и мышцы. Вес ребенка в 8-9 месяцев может быть уже внушительным, а косточки пока еще не готовы к тому, чтобы удерживать такую массу без последствий.

Каковы же могут быть последствия? Искривление косточек ног, в частности стоп. Оно вам нужно, я думаю, что нет.

Если же малыш начинает ходить наоборот поздно, то ничего страшного в этом нет, главное, что он уже пошел. Здесь все наоборот, косточки и мышцы уже окрепли и малышу ничего не угрожает. Ели же ребенку уже исполнилось больше чем полтора года, а он и не пытается ходить, то никто вам не мешает обратиться за консультацией к педиатру, пусть осмотрит малыша на наличие патологий.

Хотя патологий то обычно никаких и не бывают, а малыши начинают ходить позже из-за того, что:

  1. Перенесли какую-то болезнь и тренировки по хождению отложились на неопределенный срок. Такое было у меня в детстве, я очень серьезно заболел в 8 месяцев и долго пролежал с мамой в больнице, как результат – пошел поздно.
  2. Родовая травма. Тут, я думаю, и объяснять ничего не нужно.
  3. Полное отсутствие действий со стороны родителей. Вы не делали малышу никакую гимнастику по утрам и не выполняли никаких массажей, он у вас не плавал в ванной. Как результат, мышцы у ребенка неподготовленные и пошел он поздно.

Как помочь малышу научиться ходить

Упражнение «велосипед». Выполнять необходимо каждое утро: малыш лежит на спинке, а вы поочередно сгибаете и разгибаете ему ножки, то левую, то правую.

Попробуйте начать купать ребенка в ванной, он там будет работать ногами очень хорошо, что поспособствует укреплению мышц.

  1. Делайте укрепляющий массаж не только всего тельца ребенка, а конкретно еще и мышц на ножках, массируйте ему ступни и слегка постукивайте по ним.
  2. Можете купить малышу каталку. Это такая своеобразная игрушка, которую можно катать при этом еще и опираться и держаться за нее. Потом, потихоньку можно иногда забирать эту игрушку и прочие опоры отодвигать подальше, чтобы малыш пробовал ходить самостоятельно, ни за что не держась.

Техника безопасности

Если вы думаете, что ребенок просто возьмет и пойдет медленным, но уверенным шагом, то вы ошибаетесь. Движения его будут неловкими, неуклюжими, он будет как бы печатать шаг. Из-за этого ребенок будет довольно часто падать поэтому:


«Первая» обувь ребенка, какая она должна быть

Она будет достаточно дорогой по сравнению с остальными моделями. Ведь обувь у малыша должна быть выполнена из натурального материала. Лучше брать мягкую замшу, ведь она дышит и достаточно хорошо гнется.

Также берите обувь с жестким задником и тонкой подошвой. Подошва не должна быть твердой, она также должна хорошо гнуться. Также не помешает небольшой каблучок.

В общем-то я здесь перечислил, в принципе, все критерии дорогой и удобной обуви для взрослого человека, вот ребенку нужно примерно то же самое. В этом возрасте на обуви экономить не стоит. Это потом уже, когда ребенок подрастет и начнет бегать с мячом с другими ребятами, то можете, конечно, купить ему для разнообразия дешевые кеды, чтоб не жалко было.

А на сегодня у меня все, дорогие друзья, я надеюсь, что достаточно информативно ответил сегодня на поставленный вопрос, и вы теперь уже со знанием дела будете ожидать, когда же ваш карапуз пойдет.

Первая улыбка, первый зубик - все эти маленькие достижения малыша на самом деле являются очень важными в становлении нового человечка. Первое слово, первый самостоятельный шаг. Во сколько дети начинают ходить? Почему соседский ребенок уже пошел без поддержки в восемь месяцев, а ваш еще нуждается в опоре? Неужели у него гидроцефалия, о которой часто говорят на форумах!

Не забывайте: каждый малыш уникален и начинает ходить в свое время. Гидроцефалия - не такой распространенный недуг, чтобы впадать в панику.

Во сколько месяцев малыш сделает первый шаг самостоятельно, без поддержки? Каждая мама ждет этого события с особенным трепетом. Ответить однозначно на данный вопрос невозможно: диапазон «правильного» возраста колеблется от двенадцати месяцев до полутора лет. Если не помешает скрытая гидроцефалия, ваш карапуз точно пойдет после годика.

Что влияет на запоздалые попытки делать самостоятельные шаги? Причин может быть несколько:

  1. генетическая особенность;
  2. избыточный вес крохи;
  3. особенности темперамента;
  4. привычка к «ходункам»;
  5. изменение привычных условий;
  6. неумение держать равновесие;
  7. в крайних случаях - гидроцефалия.

Генетическая особенность, передающаяся по роду, может повлиять и на время начала самостоятельных путешествий по квартире. Если папа или мама начали рано самостоятельно ходить, и малыш может повторить их опыт. Пухлые дети с большой массой тельца тоже могут пойти самостоятельно позднее стройных сверстников: их опорно-двигательный аппарат просто не выдержит избыточной массы тела. Пухленькие дети вообще менее подвижны.

Также поздно начинают ходить самостоятельно флегматичные карапузы: они больше склонны к созерцанию и размышлению. Поставят их на ножки - стоят, положат в кроватку - лежат. Таких малышей нужно целенаправленно учить делать первый шаг, иначе они будут довольствоваться ползанием по полу и сидением на попке - сколько угодно!

Повальное увлечение родителей ходунками отрицательно сказывается на формировании правильных шаговых навыков карапузов.

Маме удобно использовать данное приспособление, чтобы заниматься домашней работой: малыш «при деле». Однако подвешенное положение тельца не способствует развитию опорно-двигательного аппарата: малыш висит над полом и касается его носочками. Так он и будет ходить на носочках до двух/трех лет.

Если ребенок перенес стрессовую ситуацию (а дети с шести месяцев начинают испытывать первые страхи), он может проявлять пассивность и бояться делать что-то новое - ходить. То же касается и изменения окружения ребенка: он неловко чувствует себя в новом помещении или среди новых людей. Не пытайтесь заставлять малютку ходить: учить первым шагам можно, когда он успокоится и адаптируется к новым условиям.

Рано или поздно?

Многие молодые мамочки гордятся, что их первенец пошел раньше всех: какой он умненький, он уже умеет ходить! Вопрос: во сколько месяцев пошел карапуз? Если раньше девяти месяцев, - ничего хорошего в этом нет. Костная система малютки еще не в состоянии вынести подобную нагрузку. Радоваться нечему.

Малышу уже больше двух лет, и он не может ходить? Тоже не повод расслабляться и ждать, что само все наладится. Это повод проходить обследование у детского невролога. Возможно, у малютки недостаточно окрепли мышцы и позвоночник либо не развита иммунная система. Есть и такая болезнь - приобретенная гидроцефалия: это может быть причиной отставания в психомоторном развитии.

Если вы опасаетесь делать упражнение с коляской, поступите так. Папа садится на пол и зовет рукой малыша к себе. Мама подводит карапуза к папе, а затем отпускает. Малыш по инерции сделает самостоятельный шаг, а папа его поймает. Такая игра нравится деткам. Главное для малыша в этот момент - ощутить, что шагать можно и без поддержки мамы, и это не страшно!

После успешного освоения навыков поднимания головы, переворачивания, ползания и усаживания, ребенок начинает переходить к открытию новых горизонтов и пытается встать на ножки, а потом и сделать первый в своей жизни шаг.

Этот этап очень важен для и для малыша, и для его родителей, ведь недаром первые шаги ждут с таким же радостным нетерпением, как и первую улыбку или первый зубчик.

Разумеется, что у взрослых возникает немало вопросов, споров и даже страхов, касающихся наступления такой значительной вехи в развитии ребенка. Особенно, если малыш не спешит начинать ходить.

Нормы развития ребенка: во сколько месяцев он должен начать самостоятельно ходить?

Как и другие умения, навык хождения и первые шаги - абсолютно индивидуальны для каждого ребенка, поэтому ни в коем случае не стоит сравнивать свое чадо с детьми друзей, знакомых или соседей, которые вовсю хвастаются их ранними успехами и достижениями, а вы полагаете при этом, что с вашим малышом что-то не так.

Педиатры акцентируют внимание на том, что график развития, как правило, у каждого ребенка будет свой, с допустимым отклонением в ту или иную сторону от существующих медицинских норм. Поэтому, изучая всевозможную литературу и эти самые нормы, помните, что они являются всего лишь примерными средними показателями.

На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности. Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы.

Считается, что ребенок, здоровый физически и психологически, может начать ходить в возрасте от девяти месяцев до шестнадцати-восемнадцати. Как видите, этот диапазон не зря является таким широким, ведь скорость освоения навыка зависит от многих важных факторов.

Если же рассматривать подробно процесс вставания и начала хождения, то обычно все происходит следующим образом:

  • В девять месяцев ребенок пытается подняться на ножки, держась за кроватку или другую опору.
  • В течение девятого-десятого месяцев дети будут совершенствоваться в умении вставать и постепенно смогут делать это более уверенно, а также все дольше и дольше держаться на ножках.
  • В это же время малыш может совершать первые пробные шаги, держась за мебель или за ваши руки. Также вы можете поддерживать его под руками. Иногда можно заметить, как ребенок вдруг отпускает ручки и стоит несколько секунд, пошатываясь, но ни за что не держась.
  • В одиннадцать месяцев малыш осваивает сгибание коленей. Он может даже пытаться приседать из положения стоя, чтобы поднять с пола какую-то игрушку. Еще одно открытие для него - наклоны.
  • К году ребенок научится координировать свои движения, держать равновесие. Возможно, он уже вовсю топает с вами за руку, но все еще боится сделать первый шаг самостоятельно. Для этого тоже нужно время - скоро наступит момент, когда малыш отпустит вашу руку и пойдет сам.

Какие факторы влияют на развитие?

Среди наиболее значимых можно выделить:

  • Наследственность или генетический фактор.

Вспомните или спросите у мамы, сколько вам было, когда вы сделали свои первые шаги, ведь если ближайшие родственники малыша не отличались ранним развитием, то малыш априори не будет исключением.

  • Насколько ребенок активен и физически развит.

Если у него есть лишний вес, и он ленился ползать или садиться, то и начать ходить ему тоже будет тяжело, а стройный ребенок вскочит на ножки гораздо быстрее, к тому же, выносливость, развитость и крепость мышц и суставов несомненно пригодится малышу для самостоятельного передвижения.

  • Не забывайте и про разницу между мальчиками и девочками.

Последние немного опережают в развитии своих сверстников-мальчишек.

  • Также очень важен темперамент и характер малыша.

Бойкие и энергичные холерики или сангвиники, будучи неимоверными непоседами, просто не могут усидеть на одном месте, а значит, они будут изо всех сил стараться открыть для себя новые горизонты и встанут на ноги или пойдут даже без вашей помощи. А вот медлительные меланхолики и уравновешенные флегматики совершенно спокойно будут ползать или сидеть, познавая мир вот так - никуда не спеша.

Помимо этого, конечно же имеет значение здоровье и общее состояние ребенка, эмоциональный фон и атмосфера в семье, а также непосредственное участие родителей в процессе развития.

Почему ребенок может начать ходить раньше положенного?

Случается, что малыш может пытаться подняться на ноги и намного раньше положенного срока, к примеру, в семь месяцев. Проходит несколько недель, и он уже будет стараться сделать первые шаги.

Для многих педиатров вопрос существенного опережения норм является спорным. Они приводят вполне весомые аргументы неготовности организма маленького ребенка к таким нагрузкам. Действительно - всему свое время, однако если ваш кроха все же встает или пытается ходить раньше нормы, то насильно вы уже его никак не усадите. Поэтому позвольте малышу развиваться, но сами не провоцируйте на вставание или хождение.

Сегодня мир развивается гораздо быстрее, чем даже десять-двадцать лет назад. Увеличивается темп и скорость жизни, а детской акселерацией уже никого и не удивишь.

Также стоит обратить внимание на то, что часто маленькие дети, которые научились вставать, держась за бортики кроватки или манежа, еще не умеют самостоятельно сесть обратно. Если вы не усадите ребенка, то он может очень долго так простоять, а это чревато не только усталостью, но и непосильной нагрузкой на его неокрепший позвоночник и другие кости.

Последствия раннего хождения

Врачи и противники раннего хождения аргументируют свою позицию тем, что в таком случае есть риск возникновения или развития следующих проблем:

  • искривление позвоночника;
  • проблемы со спиной, тазобедренными суставами;
  • искривление ножек буквой О или Х;
  • косолапость и нарушение формирования стопы;
  • травмы.

Однако многие из этих опасных последствий больше надуманы, ведь если ребенок может подняться на ножки или сделать шаг, значит, его мускулатура уже достаточно для этого окрепла.

Вспомните, как будучи совсем маленьким, кроха пытался отталкиваться ножками от твердой поверхности, когда вы держали его под ручками в вертикальном положении. Тем не менее, несмотря на наличие рефлекса, пойти он не мог, ведь мышцы тогда еще не были настолько развитыми.

Поэтому не стоит переживать, если все происходит естественным путем, но и форсировать события тоже не нужно.

Почему ребенок опаздывает в развитии и начинает ходить поздно?

Но вот вы уже отпраздновали первый маленький юбилей ребенка, прошло еще полгода, а малыш так и не делает попыток вставать или ходить. В этом случае вам непременно надо проконсультироваться с доктором и пройти полное обследование.

Как правило, свои заключение должны дать: педиатр, ортопед, невролог, хирург и психолог. Возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Иногда выясняется, что никаких серьезных проблем или патологий у ребенка нет. Просто он, будучи вполне здоровым, совершенно не хочет ходить.

Такое состояние может быть вызвано следующими причинами:

  • у малыша очень слабые и неразвитые мышцы;
  • критически низкий вес, причиной которого является неправильное или неполноценное питание, дефицит в организме витаминов и жизненно важных веществ;
  • лишний вес - обратная сторона медали;
  • ребенок родился недоношенным;
  • с крохой никто не занимается, у него отсутствует мотивация и стимулы для освоения нового навыка;
  • ребенок постоянно пребывает в замкнутом пространстве (манеж) или его держат только в ходунках;
  • стресс или нервное потрясение - ни один ребенок не станет делать первые шаги, если не будет чувствовать себя в безопасности;
  • малыш уже пробовал вставать или ходить, но произошло что-то негативное, что его сильно испугало, к примеру, он упал и получил травму, на него кричали и т. д.

К слову, сами родители могут быть причиной задержки развития своего ребенка, излишне его опекая или демонстрируя пример неправильного поведения.

Эти причины не являются опасными, ведь их можно решить достаточно быстро и просто. Гораздо хуже, если проблема будет заключаться в какой-либо патологии или аномалии развития, вызывающей задержку.

Это могут быть и всевозможные врожденные или приобретенные заболевания, и последствия тяжелой беременности или родов, и серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения неврологического характера. В таком случае потребуется полноценное лечение и целый комплекс дополнительных мер и действий.

Последствия задержки

Если ваш ребенок полностью здоров, но не начал ходить в положенный срок, не стоит паниковать. Он обязательно пойдет, когда будет к этому готов. Просто постарайтесь исключить все возможные факторы задержки и занимайтесь с малышом, развивайте его, мотивируйте, помогайте ему всеми доступными методами.

Педиатры также отмечают, что иногда детям бывает сложно осваивать два навыка сразу, к примеру, ребенок может позднее пойти, потому что как раз в это же время у него интенсивно развивается речь, а значит, он раньше заговорит.

Разумеется, если причина задержки развития все же в патологии или заболевании, то может быть отставание и при освоении других навыков.

Можно ли помочь малышу пойти в срок: основные способы и рекомендации врачей

Поскольку освоение новой двигательной активности может оказаться для ребенка не совсем простой задачей, вы должны максимально ему помочь.

Заметьте важный момент - не заставить или научить ходить, когда захотите вы, а поддержать и помочь, когда будет готов физически и психологически сам малыш, выражающий желание и стремление пойти.

Для этого существует несколько несложных способов.

Гимнастика и физические упражнения

Чем больше заниматься с ребенком, тем сильнее и развитие у него будут мышцы.

Физически активному малышу гораздо проще осваивать каждый этап развития, поэтому обязательно выполняйте с ним сначала простую гимнастику, а затем, по мере взросления, и всевозможные специальные упражнения, помогающие укрепить мускулатуру и подготовить ее к нагрузкам, развивающие чувство равновесия и координацию движений.

После полугода и до девяти месяцев подойдут занятия на фитболе. Усложняйте те упражнения, которые вы делали с ребенком на мяче ранее. Теперь он может и сидеть на нем с вашей поддержкой, и лежать на спинке или животике.

Настала очередь тренироваться стоять. Сначала посадите малыша на фитбол спинкой к себе, поддерживая его под руки, покачайте ребенка на мяче в разные стороны, вперед и назад. Потом поставьте его на мяч и покачивайте уже в таком положении.

После девяти месяцев, помимо стандартных развивающих упражнений, как «велосипед», «ножницы» или махи ножками и ручками, начинайте выполнять более сложную, комплексную гимнастику.

  • Показывайте малышу, как можно стоять.

Для этого сядьте рядом с ним на пол или другую твердую поверхность так, чтобы он сидел на корточках к вам лицом. Потом обхватите его в области грудной клетки и приподнимайте вверх - ребенок должен полностью распрямить ноги и упереться ими в пол.

  • Предыдущее упражнение гораздо веселее выполнять под музыку, делая просто ритмичные прыжки.

Также можно рассказывать малышу какую-то тематическую потешку.

  • Если ребенок быстро и уверенно ползает, а также может подняться сам на ножки, держась за опору, устройте ему настоящую погоню за любимой игрушкой.

Пусть она перемещается сначала по полу, будто «убегая» от него, а потом спрячется где-то повыше, к примеру, на кресле, диване или стуле. Тогда малышу придется встать на ножки, чтобы достать ее.

  • С десяти месяцев, если кроха уже пробовал делать первые шаги, держась за руки, можно делать упражнение с каталкой или коляской.

Суть в том, чтобы ребенок шел за катящейся коляской, держась за ее ручку.

  • Когда малыш начнет уверенно стоять, можно использовать палки, на подобие лыжных, или два шеста.

Ребенку нужно взяться за эти палки, а взрослому - положить свои руки сверху и шагать вместе с крохой, переставляя палки и опираясь на них, как и при ходьбе на лыжах.

  • Также хорошо помогает хождение в обруче.

Пусть малыш стоит внутри него, а вы передвигайте обруч в разные стороны, чтобы подтолкнуть ребенка по-разному двигаться, к примеру, ходить по кругу, идти вперед или назад.

  • Если малыш уже вовсю топает с вами за руку, сделайте ему препятствие в виде натянутой между мебелью веревки.

Он должен научиться переступать через веревку. Постепенно увеличивайте высоту препятствия.

Очень эффективным для общего развития ребенка будет плавание, которое и укрепит все мышцы тела малыша, и закалит его.

Массаж и прочие способы

При некоторых затруднениях или отклонениях от нормы в ходьбе, нарушениях неврологического характера либо других проблемах ребенку обычно назначают лечебный массаж.

Обязательно найдите хорошего специалиста, который мог бы делать его малышу, так как самостоятельно вы такую процедуру выполнить не сможете.

Кроме того, старайтесь заинтересовать ребенка ходьбой, мотивировать его:

  • выбирайте для крохи новые и интересные маршруты для освоения нового пространства вашего дома или квартиры;
  • играйте с малышом - отходите от него на несколько шагов и зовите к себе, но подстрахуйте в случае падения;
  • если нет коляски или каталки, используйте естественные опоры, как небольшую табуреточку, чтобы делать самостоятельные шаги;
  • не паникуйте и не показывайте своего испуга ребенку, если он вдруг упадет - так вы можете отбить у него охоту ходить вообще. Если малыш упал на попу, просто улыбнитесь, скажите «бух» и помогите ему подняться;
  • если есть возможность общения со сверстниками, позволяйте детям играть вместе - глядя друг на друга или на чуть старших друзей, они гораздо быстрее научатся и вставать, и ходить;
  • обязательно хвалите кроху за каждый маленький успех.

Ходунки и другие приспособления - больше пользы или вреда?

Также вы можете найти различные приспособления, которые должны помогать в обучении и способствовать скорейшему освоению навыка ходьбы. Среди таких приспособлений есть и уже вышеназванная коляска или каталка, а также ходунки и вожжи-поводок.

Несмотря на то, что многие считают их очень полезными и нужными для ребенка, противники подобных товаров приводят массу аргументов, доказывая, что те же ходунки или вожжи на самом деле только вредят малышу и наоборот замедляют обучение.

Что касается ходунков, то они могут быть опасны в следующих случаях:

  • если модель приспособления не отвечает нормам безопасности и может привести к травмам ребенка;
  • если малыш еще не сидит самостоятельно, а его уже ставят в ходунки;
  • если ребенка оставляют в ходунках одного надолго и без присмотра;
  • если он находится в ходунках в течение длительного времени без перерыва - это создает излишнюю нагрузку для спины малыша.

На самом деле, польза от ходунков больше ощутима для родителей, чем для ребенка. Находясь в этом приспособлении, малыш застрахован от падений, он на виду и никуда не денется, как если бы ползал сам на четвереньках.

Но вот вряд ли это может помочь научиться ходить, ведь ребенок просто катается в ходунках, отталкиваясь от пола ногами. К тому же, в дальнейшем он будет лениться ходить самостоятельно, привыкнув полагаться на своего «помощника».

Насчет коляски-каталки было написано выше. Обычно деткам нравится ее толкать перед собой, плюс - она подходит по росту, в отличие от игрушечной коляски. Используя это приспособление, вы помогаете малышу перемещаться самостоятельно, при этом он будет чувствовать себя вполне уверенно и сможет не терять равновесие.

Вожжи-поводок - довольно своеобразное приспособление, в точности повторяющее конструкцию и внешний вид поводка для собаки. Многие родители именно поэтому и не приобретают вожжи.

Но если ваш ребенок делает только первые шаги, а с координацией движений у него пока не очень выходит, поводок, как страховочная лонжа, не позволит ему упасть. Впрочем, падения - тоже часть обучения, ведь не научившись падать, он не научится и вставать.

Готовим комнату для ребенка с соблюдением всех мер безопасности

После того, как малыш начнет вставать и делать первые шаги, вы должны создать все необходимые условия для его качественного, но главное - безопасного передвижения по дому или квартире.

  • Нельзя, чтобы пол был холодным или скользким.

Ограничьте хотя бы на первое время перемещение ребенка по линолеуму, кафелю или паркету. Идеальным станет мягкое ковровое покрытие.

  • Поскольку мебель будет использоваться, как опора, на пути у малыша не должно быть ничего неустойчивого или того, что может упасть.

Уберите все шаткие полки и стеллажи, большие цветочные горшки или вазы и т. д.

  • Защитите углы мебели и стен специальными резиновыми или силиконовыми накладками.
  • Поставьте предохранители или замки на двери шкафчиков и ящики.
  • Все ценные, тяжелые или хрупкие предметы должны быть спрятаны далеко и надежно.

Это же касается острых, колющих и режущих предметов, бытовой химии, лекарств.

  • Лучше убрать со столов скатерти, ведь их так весело стягивать вместе со всем содержимым на пол.

Длинные шторы можно закладывать на подоконник.

  • Электрические розетки должны быть заблокированы специальными заглушками, а провода - спрятаны.
  • Если в доме есть лестница, покупайте ворота или ставьте блокираторы.

Очень сложно предугадать все, но попытайтесь максимально обеспечить малышу пространство для перемещения и расширьте его возможности для безопасной и веселой ходьбы.

Причины и особенности отклонений от нормы

Начиная ходить ребенок может передвигаться по-разному, и не всегда это будет правильно. Некоторые дети ходят, ставя стопы параллельно друг другу, а другие наоборот - носками врозь. У многих можно заметить, как они стараются при ходьбе словно «печатать» каждый шаг, ведь перекатывать маленькую ступню с пятки на носок они еще не умеют.

Обязательно проходите плановые осмотры у педиатра и консультируйтесь с ортопедом, если у вас возникают какие-либо подозрения или вопросы. Ребенок может ставить ступни носками врозь, потому что он пытается так удержать равновесие, а со временем, когда научится это делать, начнет ставить ножки ровнее.

В то же время, иногда те малыши, которые изначально ставили ступни ровно, потом могут косолапить. Ваша задача - вовремя заметить проблему и показать ребенка доктору.

Еще одним отклонением от нормы может быть то, что малыш пытается ходить на носочках. Ничего страшного в этом нет. Зачастую причиной такой особенности становится гипертонус, который легко убрать с помощью массажей, ванночек, физиопроцедур и другой профилактической терапии.

Доктор Комаровский развеет все сомнения и страхи, связанные у мам с хождением детей на цыпочках.

Обувь для малыша - стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?

Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.

Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.

Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:

  • она должна быть только натуральной - подойдет мягкая кожа или замша;
  • проверьте - обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
  • чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
  • если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
  • если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть - мягкими;
  • супинатор тоже следует выбирать гибкий.

Первые шаги - это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.

Первый год в жизни ребенка - очень ответственное и волнительное время. Первая улыбка, первое слово, первый шаг... Все родители беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, нет ли у него отставания. Молодые мамочки вместе обсуждают, когда ребенок должен начать ходить, и нередко ориентируются при этом на соседку, сынишка которой пошел экстремально рано. Педиатры предупреждают, что все дети разные, и предлагают родителям не впадать в панику раньше времени.

Общепринятые нормы

Врачи предостерегают родителей от попыток подтолкнуть чадо к прямохождению. Все здоровые дети овладевают этим навыком в положенное время. Малыш лучше вас знает, готов ли его опорно-двигательный аппарат к новым нагрузкам. Преждевременное стимулирование ходьбы приводит к искривлению позвоночника или ног, неправильной постановке стоп ребенком.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить, согласно нормам? Педиатры ориентируются на возраст от 9 месяцев до 1,5 лет. Они призывают родителей сохранять спокойствие в том случае, когда их годовалый малыш еще не делает самостоятельных шагов. Если он активно ползает, интересуется игрушками, с удовольствием изучает мир, все в порядке.

Факторы, которые надо учитывать

Кто-то в 9 месяцев уверенно топает по дому, а кто-то в 1,2 года боится оторваться от опоры. От каких факторов зависит, в каком возрасте ребенок начинает ходить? Педиатры указывают на:

  • Наследственность. Если в семье все дети начинают ходить после года, то есть вероятность, что и младшенький поступит так же.
  • Вес. Полным детям труднее удержать свое тело в вертикальном положении, чем худеньким и шустрым малышам.
  • Темперамент. Непоседа пойдет быстрее, чем его спокойный, флегматичный ровесник.
  • Наличие в окружении других малышей, уверенно бегающих по квартире. Если в семье есть старшие братики или сестрички, младенец будет подражать им.
  • Неподходящие условия. Если ребенок целый день проводит в кроватке или ходунках, он пойдет поздно.
  • Развитие других умений. Детям трудно осваивать несколько направлений одновременно. Если малыш активно учится говорить, то с ходьбой можно и повременить.
  • Наличие заболеваний. Больному малышу не до освоения новых навыков. Нередко он забывает то, что умел делать до болезни.
  • Недоношенность. Такие детки отстают от сверстников и начинают ходить ближе к полутора годам.

Отклонения от нормы

Мамы нередко придают слишком много значения тому, во сколько месяцев ребенок начал ходить. Хотя спешить здесь как раз не стоит. Часто можно услышать хвастовство малышом, который пошел в 7-9 месяцев. Педиатров такое заявление, наоборот, настораживает. Если раннее овладение навыком было спровоцировано активным участием родителей, неокрепший позвоночник и кости ног оказываются неготовыми к возросшей нагрузке.

Другое дело, если малыш начал ходить по собственной инициативе. Обычно такое случается с активными детками. В этом случае не надо усаживать ребенка насильно, но регулярно устраивайте игры с ползанием. Это очень важный навык, во время которого малыш учится координировать движения правой и левой половиной тела. При этом задействованы оба полушария. Уже доказано, что у детей, которые пропустили этап ползания, хуже координация, чаще встречаются дисграфия и дислексия.

Позднее овладение ходьбой необязательно говорит об отставании. Сохраняйте спокойствие и не торопите события. Но если в полтора года малыш не пытается вставать на ножки и делать первые шаги, лучше посетить специалиста. Это поможет исключить подозрение на скрытые родовые травмы и ослабленный иммунитет.

Уже пора?

Почему ребенок начинает ходить? Им движет естественное любопытство, желание достать интересную игрушку, добраться до запретного шкафа. Передвигаясь самостоятельно, малыш приобретает большую свободу. Однако перед тем, как пойти, ему необходимо укрепить мышцы ног, спины.

О том, что ребенок готов к ходьбе, свидетельствуют следующие признаки:

  • Он уверенно ползает.
  • Часто встает на ножки и подолгу стоит, держась за опору.
  • Малыш умеет садиться из положения стоя.
  • Держась за решетку кроватки или диван, он переступает ногами.
  • С поддержкой за ручки уверенно ходит, ставя ноги параллельно друг другу.

Как помочь?

Многие родители спрашивают, что надо делать, чтобы малыш быстрее овладел новым навыком. На самом деле ребенок и без помощи справится с поставленной задачей. Главное - обеспечить ему свободное пространство для перемещений.

Большими проблемами для крохи может обернуться скользкий пол. Паркет или линолеум лучше застелить ковровым покрытием. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, уберите из свободного доступа бьющиеся и колющие предметы, лекарства, бытовую химию, провода. Продумайте, как защитить малыша от острых углов мебели, электрических розеток. Если вам дорог мобильный телефон, не оставляйте его на виду.

Подготовив пространство, предоставьте ребенку свободу. Если малыш упал и теперь боится ходить, будьте рядом, подстраховывайте. Многие детки делают первые шаги, проходя короткое расстояние от мамы к папе. Чтобы возникла потребность в передвижениях, разложите по комнате интересные игрушки на разной высоте.

Босиком или в ботинках?

Много споров вызывает вопрос, в какой обуви кроха должен делать первые шаги. Педиатры, в том числе известный доктор Комаровский, считают, что дома ходить можно босиком. Это - отличная профилактика плоскостопия. Не надо бояться, что ребенок заболеет, играя на холодном полу. При соприкосновении с ним сосуды ног непроизвольно сужаются, поэтому тепло из тела уходит медленно.

Если стоит надеть носки с прорезиненной подошвой. И конечно же, подумать о первой обуви. Когда ребенок начинает ходить, ему лучше покупать ортопедические ботинки из натуральных материалов. Важен жесткий задник, который будет фиксировать пятку, устойчивая и гнущаяся подошва с небольшим каблучком, эластичный супинатор. Подбирайте правильный размер. Обувь не должна жать или натирать ноги. Но и допускать, чтобы стопа болталась в ботинке, тоже нельзя. Оптимально, если стелька больше ноги крохи на 5-7 мм.

Подготовка мышц

Когда ребенок начинает ходить, нагрузка на мышцы и скелет резко увеличивается. Родителям не рекомендуется активно стимулировать малыша к ходьбе, пока он не будет готов. Но в их силах поощрять его двигательную активность, делать массаж, гимнастику, тем самым укрепляя тело крохи.

Проводить эти процедуры следует регулярно. Массаж начинают с поглаживаний, которые сменяются легким растиранием. В конце легонько постучите по ножкам, стопам, спинке малыша, не трогая колени. Этим снимается гипертонус.

Для укрепления мышц ног сгибайте их поочередно лежащему ребенку, поднимайте вверх, просите кроху ногами дотянуться до палочки, которую взрослый держит на весу. Для мышц спины полезны упражнения на фитболе, когда лежащего на животе малыша перекатывают вперед и назад. Затем его переворачивают на спинку и повторяют то же самое.

Специальные упражнения

Когда дети начинают ходить, им тяжело удерживать равновесие. С 9 месяцев можно включить в ежедневный комплекс гимнастики специальные упражнения, готовящие малыша к первым шагам.

К ним относятся:

  • Наклоны. Взрослый ставит ребенка спиной к себе, кладет перед ним игрушку. Словами "возьми" побуждает кроху наклониться, поддерживая его под животом и за колени.
  • "Танцы". Взрослый держит малыша за руки, предлагая ему "поплясать". Перемещая свои руки, побуждает ребенка переступать с ноги на ногу.
  • Приседания. На полу раскладываются игрушки. Мама просит поднять их, приседая и снова вставая на ножки. Ребенка при этом поддерживают за руку.
  • Сгибания рук. Взрослый держит колечки. Вкладывая их в руки малышу, побуждает встать его на ноги, а затем поочередно сгибает руки ребенка в локтях.
  • Учимся стоять. Малыш стоит с поддержкой. Если он делает это уверенно, взрослый убирает руки на 20 секунд.
  • Ходьба с поддержкой. Водим ребенка, поддерживая за обе руки.
  • Лазание. Взрослый предлагает малышу забраться на диван, а потом слезть с него, оказывая помощь.

Специальные приспособления

Среди мам бытует мнение, что современные устройства вроде ходунков могут повлиять на то, во сколько дети начинают ходить. Так ли это? Рассмотрим самые популярные приспособления:

  • Ребенок толкает их впереди себя, используя вместо опоры, и переступает ногами. Такая покупка может оказаться весьма полезной на ранних этапах обучения.
  • Ходунки. Они очень удобны для мам, так как способны надолго занять кроху. Однако ребенок в них сидит и только отталкивается ногами от пола. Он не учится держать равновесие, правильно вставать на стопу, напрягать мышцы. Это устройство скорее замедляет обучение ходьбе, чем поспособствует ему.
  • Вожжи. Конструкция состоит из ремешков, которые крепятся на плечи, грудь и спину ребенка. Взрослый с помощью поводка контролирует движения крохи, вовремя предотвращая падение. Вожжи удобно использовать, если малыш боится удариться во время ходьбы. Единственный минус - они не научат ребенка правильно падать, группироваться, а это очень важный навык, который не раз пригодится ему в дальнейшем.

Немного о походке

Когда ребенок начинает ходить, следите за тем, как он ставит стопы. У малышей они располагаются параллельно друг другу. Ноги еще не готовы к перекату с пятки на носок, поэтому дети наступают на полную стопу. Крохе очень трудно удержать равновесие, что приводит к частым падениям. Однако эластичность детских костей и мышц сводит к минимуму риск получить серьезную травму.

Стоит насторожиться, если ребенок ходит на носочках. Это может указывать как на повышенную активность чада, так и на наличие гипертонуса, родовой травмы. Лучше проконсультироваться у педиатра.

На самом деле неважно, в каком возрасте ребенок начал ходить. Это никак не влияет на его дальнейшую жизнь, успехи в учебе или спорте. Поэтому откажитесь от участия в соревновании "чей малыш самый развитый" и наслаждайтесь общением с ним. Все произойдет в свой срок. Еще немного - и вам придется носиться за крохой по всей детской площадке.

 

 

Это интересно: