→ Слияние школ и детских садов. Зачем объединять школы с детскими садами? Почему объединят детские сады и школы

Слияние школ и детских садов. Зачем объединять школы с детскими садами? Почему объединят детские сады и школы

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества.

Плюсы и минусы оптимизации


Информация, изложенная в письме воспитателя МДОУ № 11 «Солнышко» Анастасии Клементьевой («СР» от 31 мая) рассмотрена и проверена. Полагаю, что на столь эмоциональное обращение автора письма подвигло уважение к руководителю этого дошкольного учреждения и восхищение её организаторскими способностями.


Вполне разделяю эти чувства. Действительно, Людмила Васильевна Зиновьева - талантливый руководитель. Об этом говорят не только её награды и звания, но и отзывы подчинённых, их нежелание расставаться со своей заведующей. Однако с призывами Анастасии Клементьевой не согласен, к тому же, вероятно в порыве чувств, автор обращения выдала свои предположения и домыслы за реальные факты. Поэтому считаю, что нужно объективно, без эмоций рассмотреть ситуацию по ре-структуризации детских дошкольных учреждений, подсчитать её плюсы и минусы. Уверен, что это позволит и читателям «Северного рабочего», и сотрудникам детсадов самим сделать вывод, нужна ли реструктуризация и как она отразится на детях, персонале детских садов и на руководителях ДОУ.

Что это за зверь - реструктуризация?
В штате каждого детсада - юридического лица, независимо от количества групп, есть заведующая, завхоз, методисты или старшие воспитатели, а также воспитатели, помощники воспитателей, повара, вспомогательные рабочие. И в самое ближайшее время в штате КАЖДОГО садика - юрлица появится своя бухгалтерия. Такое право даёт детским дошкольным учреждениям Закон об образовании.
Согласитесь, что для небольших детских садов на четыре-пять групп содержать всю административно-хозяйственную надстройку - дорогое удовольствие. Скорее даже - непозволительная роскошь. Впрочем, для бюджета большого детсада это тоже довольно чувствительно. А не содержать надстройку нельзя.
Если есть юридическое лицо, должны быть как минимум руководитель и главный бухгалтер. Деньги на их содержание с неба не падают, а расходуются из фонда заработной платы этого самого садика. Следовательно, на увеличение зарплат помощников воспитателей и поваров - самых дефицитных и низкооплачиваемых работников - денег остаётся всё меньше. Как, впрочем, и на другие нужды.
Чтобы исправить ситуацию, с 2010 года управление образования (УО) администрации Северодвинска проводит оптимизацию (ре-структуризацию) сети подведомственных образовательных учреждений. План-график реструктуризации утверждён приказом начальника УО от 30.11.2009 № 605. Попросту говоря, из двух-трёх детских садов - юридических лиц делается одно юрлицо с одной заведующей, бухгалтерией и методистом на несколько садиков. Объединение доходов нескольких детских садов в рамках одного юрлица позволяет более эффективно использовать финансы: увеличить объёмы ремонтных работ, обновить основные средства учреждения, увеличить, в конце концов, фонд стимулирующих надбавок. Так, например, количество штатных единиц административно-управленческого аппарата в настоящий период в ДОУ № 11 и № 69 - по четыре единицы. После реорганизации в штатном расписании высвобождаются три единицы, в том числе одна единица заведующего, одна - заведующего хозяйством, одна - старшего воспитателя. Однако фонд оплаты труда в этих садиках никто не уменьшает. Считайте сами, выгодно ли это основному персоналу?

Все в автономку
За год такая реорганизация была проведена в 25 детских садах. На их базе создано 11 укрупнённых до-школьных образовательных учреждений. В каждом из них - собственная бухгалтерская служба (очередной шаг для перехода к автономному учреждению). Хочу подчеркнуть, что для детей, посещающих эти укрупнённые садики, практически ничего не изменилось, хотя кадровая служба отметила, что в реорганизованных детских садах стало меньше незанятых вакансий. Поэтому можно предположить, что и внимания к детям в таких учреждениях стало больше.
Кстати, реорганизация пройдёт не только в малогруппных садиках. Она за-тронет все без исключения детские дошкольные учреждения, включая и те, что расположены в новых кварталах, в округе Заозёрном. В целом в сфере дошкольного образования из 56 юридических лиц предполагается создать не более 30.
Теперь об автономности. Кроме 11 укрупнённых садов - юридических лиц ещё 14 детских садов перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского учёта, то есть стали ближе к автономным. В числе первых - ДОУ № 86, 89, 3, 91, 44 и 8. Эти учреждения носят статус центра развития ребёнка и достойно представляют нашу систему дошкольного образования на всех уровнях, в том числе и всероссийском. Однако реорганизация коснётся и их.
А автономное учреждение у нас в городе (да и в Архангельской области) пока только одно - ДОУ № 86 «Жемчужинка». Оно работает в пилотном режиме, выявляя все непростые моменты перехода и работы в статусе автономного. Это сделано для того, чтобы тем, кто пойдёт следом, было легче.

Что даёт реорганизация?
Летом, когда сокращается количество детей, посещающих детские сады, работа учреждений становится экономически невыгодной. Согласитесь, держать штат поваров и административно-хозяйственный комплекс на две-три группы - это расточительство. Но если это одно юридическое лицо - укрупнённый детский сад, то решить проблему гораздо проще. Ожидаемая экономия коммунальных расходов за счёт консервации на летний период одного здания составляет в среднем 70 тысяч рублей. Сэкономленные средства могут быть направлены на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, другие нужды, в том числе и на увеличение фонда стимулирующих вы-плат основному персоналу. На эти же цели расходуется и экономия, полученная в течение всего года.
Теперь об объединении «Солнышка» и «Дюймовочки». В соответствии с постановлением администрации Северодвинска муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дет-ский сад № 11 «Солнышко» комбинированного вида» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида».
Решение о назначении заведующей МДОУ № 69 «Дюймовочка» будет приниматься после завершения процедуры реорганизации. Но уже сейчас могу сказать, что опытные заведующие у нас - на вес золота.
В минувшем учебном году вышли на пенсию по достижении пенсионного возраста пять руководителей детских садов, и Людмила Васильевна Зиновьева, её талант руководителя очень нужны системе образования. Предлагая ей возглавить объединённые детские сады, мы уверены, что она сумеет задать там верный тон, создать дружный коллектив и, что самое главное, безопасные и комфортные условия для детей.

Отделим мух от котлет
Автор письма, опубликованного в «Северном рабочем», утверждает, что, сокращая заведующих, управление образования открывает новые ставки. Это её мнение. А факты таковы. В управлении образования администрации Северодвин-ска в течение 2009 года сокращено три ставки специалистов, в 2010 году - 19,5. Численность специалистов УО в связи с реорганизацией образовательных учреждений и переходом их на финансовую самостоятельность в дальнейшем будет сокращаться.
В 2010 году управлением образования создано муниципальное учреждение «Строительно-ремонтно-эксплуатационная служба Северодвинска». Экономия средств по результатам исполнения муниципального задания этим учреждением в 2010 году составила более 3,5 млн. рублей. Деньги направлены на развитие учреждения и выполнение дополнительного объёма ремонтных работ. С января 2011 года в МАУ «СРЭСС» переданы функции по профилактическому техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию подведомственных учреждений, штатная численность учреждения - не более 63 единиц. Следует подчеркнуть, что одновременно из штатных расписаний учреждений образования выведено 182,15 штатных единиц долж-ностей рабочих (сантехников, плотников и др.).
Я также не раз говорил о том, как мы решаем проблему дефицита кадров в детских садах. Напомню: там сейчас не хватает 35 воспитателей, 42 помощников воспитателей (цифры соответствуют уровню прошлого года), в два раза выросло число вакансий поваров. Надо отметить, что дефицит кадров в садиках характерен для многих городов Архангельской области и всей России.
В настоящее время в Северодвинске создана рабочая группа при заместителе главы администрации по социальным вопросам для разработки механизмов повышения фондов оплаты труда работников дошкольных учреждений. Вопросы по предоставлению услуг до-школьного образования, улучшению условий труда работников детских садов находятся на постоянном контроле администрации Северодвинска.
Сергей ПОПА, начальник управления образования администрации Северодвинска

Благодаря многофункциональности такие здания могут попеременно быть начальной школой , детским садом или комбинированным образовательным учреждением, сочетающим дошкольные группы и учебный корпус начальных классов.

Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от потребностей района . Переоборудование можно выполнить во время летних каникул. Оно обойдется гораздо дешевле, чем строительство еще одного здания.

«Потребность в детских садах и школах постоянно растет, поэтому город ищет новые пути решения вопроса. Идея строительства зданий-трансформеров возникла несколько лет назад. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Например, детский сад на 300 малышей может вместить 12 дошкольных групп. При трансформации в начальную школу помещения групп превращаются в 12 учебных классов. Комбинированный блок позволит разместить четыре класса начальной школы и восемь дошкольных групп.

В 2018 году за счет бюджета планируется ввести три здания-трансформера.

Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в составе школы № 1985 на северо-западе столицы в районе Куркино по адресу: ул. Воротынская, вл. 12, корп. 3.

Такой же блок начальных классов с возможностью трансформации возведут при гимназии № 1786 в районе Южное Бутово на юго-западе столицы по адресу: ул. Адмирала Лазарева, д. 77 (ЖСК «Альфа»).

На каждом этаже трехэтажных зданий расположатся по четыре класса. Если БНК будет трансформироваться в детский сад, то классы приспособят для 12 групп. На первом этаже обустроят гардероб, столовую на 150 мест, кабинеты логопеда, психолога и медицинский.

Также здесь появятся кружковая с возможностью трансформации в помещение для групп продленного дня и зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Второй этаж займут спортзал с раздевалкой, душем и туалетами, помещения для групп продленного дня и актовый зал на 243 места.

На третьем этаже оборудуют библиотеку с читальным залом и медиатекой, учительскую, методический кабинет, кабинеты дополнительного образования, труда, технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы.

При трансформации в детский сад на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами превращаются в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая становится группой для кратковременного пребывания детей, актовый зал - музыкальным залом, помещения библиотеки - кружковой для занятий на компьютерах и залом для занятий хореографией.

Душевые и раздевалки при спортзале используют как технические помещения: кладовые, прачечные и др. Спортзал, медпункт и административные помещения сохранят свою функцию. Трансформация будет проводиться с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

БНК на 300 мест с возможностью трансформации в детсад возведут для средней школы № 2109 на юго-западе столицы в районе Южное Бутово по адресу: мкр. Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Здание также будет трехэтажным. На каждом из этажей разместятся по четыре класса, которые смогут трансформироваться в группы для дошколят.

На первом этаже расположатся спальни для групп продленного дня, актовый зал на 243 места, столовая на 150 мест, медицинский кабинет и гардероб начальной школы.

Второй этаж займут спортзал с раздевалками, туалетами и душевыми и помещение для групп продленного дня, третий - библиотека с читальным залом и медиатекой, помещение для группы продленного дня, кабинет логопеда, психолога, учительская и кабинет администрации.

Тема реорганизации дошкольных учреждений и присоединения «слабых» или малочисленных к «сильным» и успешным сделалась актуальной в последнее время. Зачем необходимы слияния в образовании? Что даёт оно «сильным» и «слабым» участникам, и чем будет измеряться эффективность каждого слияния? Как гласит народная китайская мудрость, «если в чистый ручей добавить сточные воды, два чистых ручья не получишь». Пока еще рано говорить, насколько это высказывание верно в отношении реорганизации дошкольных учреждений поселка Прогресс, однако первые плюсы и минусы уже очевидны.

Итак, плюс 1-й . Включение в образовательный комплекс нескольких детских садов позволяет оптимизировать штатное расписание дошкольного отделения с целью повышения зарплаты основному персоналу, а также производить выплаты стимулирующего характера с учетом внутреннего рейтинга подразделений учреждения.

Минус объединения заключаются в следующем: из-за реорганизации многие заведующие теряют свои рабочие места. Что же на практике, а точнее, по информации, предоставленной администрацией, на сегодняшний день детский сад № 16 «Золотая рыбка» - это объединенное в одно целое дошкольное образовательное учреждение, которое имеет два здания, одного заведующего и одного заместителя. Администрация детского сада «Амурчонок» после сокращения без работы не осталась, им предоставлены рабочие места.

Плюс 2-й. На сегодняшний день воспитанники детского сада "Амурчонок" не переехали в другое здание, а значит, большого стресса не испытали.

Минус : Как сообщает администрация поселка, данный вопрос может возникнуть уже очень скоро. На это имеются как объективные, так и субъективные причины. С одной стороны, есть необходимость предоставления здания для Центра внешкольной работы, с другой, согласно требованиям СанПиНа, группы и в «Амурчонке», и в «Золотой рыбке» недоукомплектованные.

Хотя и в переезде детей, по словам администрации, так же есть свой плюс. Несмотря на то, что группы в «Амурчонке» укомплектованы мебелью, игровым оборудованием, к сожалению, само здание не соответствует современным требованиям, а именно: спальни удалены от групповых, что составляет значительные неудобства и трудности, образовательные зоны не полностью укомплектованы с учетом федеральных государственных требований. Так, например, в детском саду имеется только один зал для занятий и физической культурой, и музыкой. Отсутствует инструктор по физической культуре. Таким образом, дети, посещающие МДОБУ № 21, были лишены возможности получать консультационную помощь от социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре по вопросам воспитания, обучения и развития. Все вышеперечисленное имеется в детском саду «Золотая рыбка», а значит, качество дошкольного образования будет намного выше.

Как говорят сухие отчеты, реорганизация ДОУ путем присоединения способствует повышению эффективности их работы, позволяет обеспечить развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а кроме того, создает условия для оптимизации организационных ресурсов и финансовых затрат государства по управлению образовательными учреждениями. Что же получится на деле, время покажет, главное, чтобы экономия не отразилась на наших детях.

Наталья Родионова

Увы, детского сада № 1 «Солнышко» в Полярных Зорях больше нет. С 21 августа он закрыт, к счастью, только на бумаге. Официально учреждение объединено с детским садом № 3. Для удобства заведующие решили именовать радостно-солнечное здание корпусом «Солнышко», а то, что стоит за полицией, корпусом «Елочка».

Постановление главы города о реорганизации двух дошкольных учреждений в форме присоединения меньшего к большему вышло 6 апреля 2015 года. А уже 1 июля в трудовых книжках работников ДОУ № 1 появилась запись о том, что они теперь трудятся в ДОУ № 3.

В одну упряжку...

Новый 2015 год в нашем муниципалитете отмечали шесть городских детских садов и один - поселковый (Африканда-2). Два из семи были автономными. Их-то и решили в этом году объединить.

Напомним, детскому саду № 3 в нынешнем году — 41 год. До объединения штатная численность работников составляла 67 человек. Сад посещали 240 воспитанников из 11 групп.

В детском саду № 1 штатная численность до реорганизации составляла 28 человек, из них один работал на 0,75 ставки, групп было 4, общая численность детей - 75 человек. Детскому саду исполнится в 2015-м четыре года.

На сегодняшний день в объединенном ДОУ - 15 групп, 315 воспитанников и 94 сотрудника. Заведующая детском садом - Елена Сергеевна Мунько. Бывшая заведующая ДОУ № 1 Любовь Альбертовна Другова теперь старший воспитатель ДОУ № 3, курирующий работу корпуса «Солнышко». С Любовью Альбертовной и Еленой Сергеевной мы и говорим о плюсах и минусах реорганизации.

Сад больше — финансирование лучше

«Вместе с постановлением, — рассказывает заведующая, — мы получили на руки перечень мероприятий, которые должны были выполнить в рамках реорганизации. Процедура сама по себе достаточно длительная, но на сегодняшний день процесс практически завершен.

Начинали мы с собраний трудовых коллективов и родительских собраний в том и другом учреждении. Рассказывали о предстоящих изменениях, отвечали на многочисленные вопросы. Суть в том, что ухудшений никаких не ожидалось. Детей, а тем более родителей реорганизация напрямую не затронула. Никто никуда ни детей, ни воспитателей не переводил. Просто теперь корпус «Солнышко» и корпус «Елочка» — одно учреждение, один общий дом.

От сотрудников звучали вопросы о сокращении. Мы разъясняли, что реорганизация таких мер не предполагает. В итоге каждый работник остался при своей нагрузке, где-то даже есть улучшения. Так, с 1 октября у психолога «Солнышка» будет полная ставка (раньше нагрузка составляла 0,5 ставки). Увеличится нагрузка у логопеда: с 1 октября она будет работать в обоих корпусах на полторы ставки. У медсестры было 0,75 ставки, сейчас — полная. Увеличить нагрузку удалось за счет внутренних передвижек, и нам не пришлось искать работников со стороны».

По словам Елены Мунько, вторым положительным моментом является появившаяся возможность стимулировать труд рабочего персонала, чья заработная плата финансируется из местного бюджета.

Еще одним достижением, по мнению заведующей, стало выполнение взятых перед родителями обязательств о том, что в летний период, когда численность детей и воспитателей временно сокращается, все дети останутся на своих местах. Правда, говоря о рачительном расходовании бюджетных средств, Елена Сергеевна не исключает, что следующим летом высвобождаться отдельные помещения все-таки будут.

«Мы люди государственные, — поясняет заведующая, — понимаем, почему это происходит. И если есть возможность более рационально использовать какие-то средства, постараемся это сделать».

И еще один плюс от объединения заключается, по словам Е.С. Мунько, в том, что подушевое финансирование позволит теперь детскому саду делать дорогостоящие приобретения. Раньше для «Солнышка», где было 75 детей, крупные покупки были, что называется, не по карману.

Главное — без резких движений!

Самое главное, — вступает в беседу Любовь Альбертовна Другова, — что реорганизация не затронула напрямую педагогов, они работают с детьми, каждый в своем корпусе, отдельно. Страсти уже улеглись, родители успокоились. Безопасность детей на прежнем — высоком — уровне.

- Любовь Альбертовна, наверное, Вам сложнее всего, ведь раньше Вы были фактической хозяйкой «Солнышка»?

Тут, конечно, важен тактичный подход. Елене Сергеевне сложно сразу войти в проблемы нашего детского сада и понять, что происходит. Тем более что и работали мы по разным программам. Все не так просто. Сейчас я просто курирую свою учреждение в должности старшего воспитателя…

По штатному расписанию у нас два старших воспитателя, — подтверждает Елена Мунько, — но Любовь Альбертовна работает как куратор. Я не могу одновременно находиться в двух разных корпусах, а ведь в детском саду все время что-то происходит. И Любовь Альбертовна по многим вопросам принимает решения самостоятельно.

Вообще, процесс организации пока еще только устанавливается. Мы думаем, как нам проводить родительские собрания, педагогические совещания, где собираться территориально. Мне нужно будет составить график своей работы так, чтобы находиться и в одном детском саду, и в другом. И какой вариант будет оптимальным, пока сказать трудно. Понимаю, что все решится. Жизнь подскажет. Главное, с оптимизмом относиться к происходящему.

Действительно, — подтверждает Л.А. Другова, — в плане организации у нас пока больше вопросов, чем ответов. Но теперь уже нужно просто работать. А работы еще впереди очень много. В связи с реорганизацией нам предстоит заново пройти процедуры лицензирования образовательной деятельности, медицинской…

А на это тоже нужны деньги, — соглашается Елена Мунько. — С целью обмена опытом мы ездили в Апатиты, где уже пережили процесс объединения садов и ждут второй волны, в ходе которой будут объединять уже по три детских сада. Но там своя специфика — детские сады в Апатитах изначально были маленькими, по четыре-шесть групп. Коллеги признались, что сложно адаптировались, методом проб и ошибок. И поэтому мы решили обойтись без резких движений, будем делать все сообща, принимать решения совещательно.

Говоря о необходимости получения лицензий, Елена Мунько и Любовь Альбертовна скромно промолчали о том, что уже проделана титаническая работа по реорганизации. Но дел еще невпроворот. Поменять предстоит все документы, а это очень серьезно. Нагрузки колоссальные, и это - один из минусов реорганизации. А тут еще всевозможные проверки — министерские и местные — на предмет пожарной безопасности, соблюдения правил санитарной безопасности и т.д. Впрочем, в саду к этому готовы.

Две пары туфель и... поздравления!

- Не повлияет ли реорганизация на традиционное распределение выпускников садов по школам? - задаю вопрос обеим собеседницам.

Пока все остается на своих местах, — улыбается заведующая, — ведь принцип территориальности никто не отменял. Надеемся, традиции будут сохранены.

- Говоря о традициях, есть ли что-то такое, что одному коллективу хотелось бы позаимствовать у другого?

Вы знаете, — первой отзывается Елена Мунько, — мы выяснили, что стиль руководства у нас одинаковый. Мы похожи. А традиции будем перенимать.

Сейчас нам не нужны резкие перемены, — продолжает Любовь Альбертовна. — Будем постепенно меняться. В «Елочке», например, была сильная военно-патриотическая направленность. У нас был детский сад семейного типа. Будем учиться друг у друга…

Мы уже решили, — делится планами Елена Мунько, — что будем стараться объединить коллективы, сообща проводить юбилеи, праздники. Думаю, появится взаимовыручка…

- Елена Сергеевна, а Вы уже знаете всех своих новых подчиненных?

Многих я знала и раньше. Могу еще путать отчества, но в лицо, думаю, уже узнаю всех.

- И теперь у Вас, наверное, два кабинета?

Ну, сидеть в кабинете-то мне, конечно, некогда. А вот сменная обувь в корпусе «Солнышко» у меня уже имеется. И стоят мои туфли рядом с обувью Любови Альбертовны…

Случившаяся реорганизация наверняка найдет отражение и в ваших пожеланиях объединенному коллективу в связи с предстоящим профессиональным праздником?

В нашей жизни, — первой берет слово Елена Мунько, — сейчас происходит много инноваций, не все они, возможно, радужные. И потому всем нам нужно терпение. Конечно, не всегда наше материальное положение отвечает ожиданиям, и не все зависит от руководителей, но пожелать благополучия я все-таки хочу.

Терпения вам, дорогие мои коллеги, здоровья и, конечно, человеческого счастья. А мы будем стараться сделать все возможное, чтобы на работе у всех все было хорошо!

Праздник этот недавний, такой же молодой, как и наш сад, — продолжает Любовь Альбертовна. — Хочется всех поздравить и пожелать в наше трудное и даже агрессивное время, естественно, здоровья, творческих успехов, приятного окружения и солнечного настроения. Пусть хотя бы в этот день все будет прекрасно!

 

 

Это интересно: