→ Какая польза от игр. Компьютерные игры вред и польза для детей

Какая польза от игр. Компьютерные игры вред и польза для детей

Некоторые сразу выскажутся "за", апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. Однако "развивающий характер" компьютерных игр — очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий "продукт" с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.

Нажимать на кнопки или совершать поступки?

В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир человека — способность ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?

Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно "сделать", "совершить", "победить" и т.п.

Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.

В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и "натереть" ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где "мама" не просто готовит обед, но и заботится о "детях".

Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.

Как уберечь ребенка от компьютера?

Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно — при некоторых условиях.

  1. Если родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
  2. Если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но все-таки лучше, чтобы он служил нам, а не мы ему.
  3. Если существует альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.

Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы "хорошими" они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.

Одними из самых естественных, органичных природе детей являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребенок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни — то, чего он не получает от взаимодействия с мертвыми компьютерными образами.

Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Ребенка нужно занять или "нейтрализовать". Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно "прикован": он не будет им мешать вопросами, возней — да и убирать потом не надо (от природного материала столько мусора!).

Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор "выхватывает" дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки.

Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в "лошадиных" дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.

Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо , либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности. Тем самым был бы дан толчок развитию моторики, изобретательности, познавательного интереса, воли, умения ставить цели и планировать — т.е. развитию всех навыков и способностей, необходимых для полноценной жизни.

Прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте: не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость? Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат — зримый и серьезный.

Обсуждение

> Кстати, манипулирование - характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Ну да, сравнивать спрайты/модели с разумными существами это очень правильно. Еще можно сравнить дрессировку, т.е. манипулирование собакой с манипулированием человеком.

В очередной раз убедился, что психология - это опасная и вредная лженаука, которая намного вреднее всех игр, фильмов и даже аниме сериалов, вместе взятых.

21.11.2018 20:20:28, Dario

Что толку от этой статьи? Мало кто хочет чтобы ребенок играл. Как уберечь? ПРактических советом 0. Попробуйте выйти в реальный мир, товаришщ практикующий психолог! У всех детей мобильники... Они в них играют не переставая. Как быть с этим?

06.01.2018 15:02:22, ДенисАз

Польза от игры на компьютере есть, у ребенка в какие бы игры он не играл развивается логика (чтобы что то пройти надо подумать как это сделать), моторика рук (нажимать на клавищи), учиться правописанию (когда что-то надо написать сам набирает на клавиатуре слова и если неправильно их исправляет), тем самым глаза постепенно запоминают правильность написания разных слов. Главное не разрешать долго сидеть возле компа.

Для защиты пользователя от электромагнитного излучения компьютеру и другим современным устройствам (плоские телевизоры и т.д.) необходимо заземление в розетках. Без заземления нарушаются безопасные нормы для здоровья.
Так же необходима правильная для здоровья человека температура в помещении 22 градуса Цельсия.

24.01.2014 13:20:32, Ник14

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающие в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсы, в которых дети должны рисовать, сочинять или делать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос, а довольствовался общепринятыми клише.

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающение в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсв в которых дети должны рисовать, сочинять или лелать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос а довольствовался общепринятыми клише.

Статья бесполезная. Начали компьютером закончили телевизором, а я думала речь пойдет о компьютерных играх. Ни конкретно, что плохого в компьютерных играх, что хорошего. Ни каких-то конкретных советов. И потом есть же развивающие игры, презентации. И там не нужно тупо нажимать на кнопку, там думать надо. Например моя старшая дочка с удовольствием смотрит презентации по компьютеру, играет в игры(недолго по 15 минут в день), рисует, лепит из пластелина, играет в ролевые игры, читает книжки и смотрит мультики. И все с удовольствием. Вреда от телевизора и компа не наблюдаю, все полезно и гармонично.

Мне кажется, давать доступ к компьютерным играм и мультфильмам нужно лишь после того как у ребенка появятся ДРУГИЕ настоящие увлечения. Чтобы тв и комп были всего лишь "одним из", а не единственным желанным видом досуга. Сроки - индивидуальны, зависит от ребенка)

ВРЕД ИЗ КОМПЬЮТЕРА

"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные "заменители реальности". Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.

А ведь "Минздрав предупреждал". В начале девяностых годов прошлого века только ленивый психолог не отметился публикацией о вреде компьютерных игр, тогда еще только поднимавших свою голову. Сейчас же на месте этих статей печатаются обзоры новых образцов виртуального дурмана: как-никак, XXI век на дворе, да и психологи уже не актуальны. Что мы, сами не разберемся? Разобрались, и теперь производители игр соревнуются в реалистичности виртуальных миров, возможностях для развития своего персонажа, количестве "бонусов". На первый план выходит показатель "времени на прохождение", что в общепринятой терминологии то же самое, что и сила наркотика. Человек тратит реальное время на вымышленное развитие, обменивает свое здоровье на увеличение цифр, существующих лишь в памяти компьютера и больном воображении.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса - убежать от проблемы. Отвернуться от реальности. Так подсаживаются на наркотики или алкоголь. Компьютерные игры не лучше, увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, в случая неудач переигрывая неприятные моменты! Мерцание монитора согревает забитую душу, унося ее в мир грез. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже "по ту сторону экрана". Чем увлеченней играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате - дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая. Так, например, умерли тайцы Танет Соммои и Юен Лонг, проиграв целую ночь в "Counter-Strike" и "Diablo II" соответственно. Несчастным "повезло", произошедшее получило огласку только потому, что случилось в интернет-кафе. А ведь таких случаев множество, и отличаются они лишь причиной смерти (чаще всего это кровоизлияние в мозг) и местом действия. Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". "Это было похоже на любую другую зависимость, - рассказала журналистам Элизабет, мать погибшего, - Ты либо умрешь, либо сойдешь с ума, либо выкарабкаешься. Мой сын умер." После случившегося она создала программу по лечению игровой зависимости, которая в настоящий момент не справляется с потоком клиентов.

По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное "пиратство". Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве, знаете ли.

"Это не игра, это жизнь", - такими словами любят завершать обзоры очередных многогибайтных стрелялок рецензенты игровых журналов. Красивые слова, вот только несколько жизней бывают лишь у героев компьютерных игр. Мы живем один раз, альтернативы у жизни нет, и "переиграть" ее нам никто не даст. Игровой индустрии остается лишь выпускать псевдореальный суррогат, медленно, но верно ведущий к смерти его потребителя. Самая интересная игра - это все-таки наша жизнь, о чем и говорил классик. Менять ее на мертвые мерцающие картинки не стоит, уж поверьте.

Жанна Алексеенко

Вред некоторых компьютерных игр

Кимберли Томпсон и Кевин Ханингер из Гарварда установили: популярные видеоигры категории Е, рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают в чадах склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение. В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти.

Но параллельно с прививкой жестокости у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают. Когда их интеллектуальные способности сравнили с Успехами тех юных, которые дни напролет проводили за видеоприставкой «Нинтендо», то оказалось, что для решения арифметических задачек уровня наших прадедушек нужны гораздо большие интеллектуальные усилия, чем те, которые «видекомпьютерные» чада тратят на свои «стрелялки» и «ходилки», и усилия эти как раз и приходятся на лобные доли нашего мозга. Кроме математики, лучше всего мозг развивают занятия, которым предавался еще Михаило Ломоносов в эпоху свечей и парусов, - чтение и письмо.

Самая крупная в мире ассоциация психологов - американская APA - похоже, пришла к окончательному выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.

Ассоциация заключила, что "игровое" насилие провоцирует "агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи".

"Показывая насильственные действия без последствий, игры учат молодежь тому, что насилие является эффективным средством разрешения конфликтов", - заявила психолог APA Элизабет Карлл. По ее словам, "наигравшись" в насилие, подростки могут захотеть продолжить эксперименты с агрессией в реальной жизни.

А сегодняшние игры предлагают именно заниматься садизмом в извращенной форме и еще от этого получать удовольствие, реалистично показывая что будет на самом деле. То есть ребенка не остановит, что убив одного человека он вдруг увидет пульсирующий фонтан крови из раны и предсмертные судороги жертвы. Он УЖЕ посчитает это нормальным и пойдет убивать дальше, ловя кайф. Отсюда и получаются ситуации как в америке - школьник пол-дня ловит кайф убивая своих сверстников, пока это ему просто не надоест.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу

Компьютер, конечно, полезная в хозяйстве вещь. Им можно забивать гвозди. Нет? Не получится? Ну, тогда на него можно поставить вазочку с цветами и налепить наклеек. Опять нет? Тогда за него можно посадить ребенка - пусть учится постигать интерактивное пространство. Всем понятно, что это - инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как использовать компьютер. В чем опасность? В мире возрастает озабоченность родителей тем, что дети проводят слишком много времени за компьютером и в Интернете.

До недавнего времени Интернет ассоциировался с источником, где дети могли почерпнуть огромное количество полезной информации. Известно, что компьютер - лишь средство более быстрой и удобной передачи информации, он позволяет охватить нам более широкий круг людей. Греческая мифология, математические игры, усвоение грамматики по английскому - все это помогает усовершенствовать свои знания. Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показали исследования, дети очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, Интернет - для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения. Большинство онлайновых игр сопровождается чатами, и под видом своих персонажей игроки общаются друг с другом. Именно общение в чате и привлекает многих подростков, которые пока одиноки и не чувствуют себя членами общества, а принимая участие в игре, они удовлетворяют свою потребность в общении и иногда только там и находят друзей. Компьютерные игры - это, конечно, очень интересно и популярно сейчас. Люди зарабатывают на играх огромное количество денег. И огромное количество детей заражено желанием играть в игры. Дети спешат после школы домой или в специальные клубы, чтобы поскорей продолжить начатую игру и посмотреть, что же будет дальше. В Интернете открыто множество сайтов, посвященных этим «игрушкам», и на этих сайтах счетчики показывают большие числа.

В век всеобщей компьютеризации, когда уроки информатики в школах стали обычным делом, подростка, никогда в жизни не садившегосза компьютер, в большом городе уже не встретишь... Если дома нет компьютера, обязательно кто-то из друзей или знакомых однажды да пригласит поиграть и посмотреть. Как не пойти? Ведь все идут... Все играют. А ведь действительно - играют все! Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры - это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт. И сложно потом отвыкнуть от них. Но не каждый осознает в себе, что в играх столь много вредного. Я, как и все родители, понимаю, что эта проблема может возникнуть в любой семье самым неожиданным образом. Если раньше дети, придя из школы, сразу бежали на улицу, играть в футбол, то сейчас все бегут к мониторам или в компьютерные клубы играть в футбол по сети. А ведь толку-то с того - ни на грош! Небезразличные родители бьют тревогу: дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, у них возникают сложности с личным общением. Мнения родителей по поводу того, что же именно вредит ребенку, разделились: некоторые считают самым большим злом то, что дети слишком много времени проводят за компьютером, другие видят проблему в содержании просматриваемых сайтов. Компьютерные игры вообще - вещь странная. Многие считают их крайне опасными - по целому ряду причин: уход от реальности, возможность чудесного воскрешения после гибели, насилие в компьютерных играх. Психологи утвержда ют, что компьютерная индустрия породила миллионы асоциальных зомби, не знающих иных способов общения, кроме игр и виртуальной среды, склонных к насилию. Такие подростки теряют жизненный тонус, становятся легко возбудимыми и сердитыми к окружающим, их легко задеть, и они становятся предрасположенными к ссорам даже с близкими и любимыми им людьми.

Главный вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием. Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры - источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное - есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами. А чего вы хотели - бизнес есть бизнес… Сторонники мнения, что компьютер абсолютно безопасен для подростков, считают, что введение компьютерных игр в структуру увлечений подростка лишь на несколько недель от влекает его от других видов досуга, а затем большинство детей возвращаются к своим прежним хобби. Помимо того они утверждают, что проводящие за компьютером свое свободное время подростки в целом более сообразительны и целеустремленны, чем их сверстники, и лучше оценивают свои способности и возможности. Просто, по их мнению, есть фанаты, число которых, однако, не превышает 10–12 %. Но цифры цифрами, а за каждой из них стоят человеческие жизни. Спросите тех родителей, которые столкнулись с трудноразрешимой проблемой компьютерной зависимости собственного ребенка, разве их волнует вопрос: много это или мало - 10%?

После того, как в 1994 году социологи обозначили феномен психологической зависимости человека от программного обеспечения, общественность, как ей и положено, разделилась на три лагеря. Первые ратовали за незамедлительный запрет компьютерных игр в любом их проявлении, включая «Тетрис». Вторые утверждали, что проблема вообще «высосана из пальца», а игры являются не более чем приятным способом проведения досуга. А третьи, пока не определившиеся, равнодушно на блюдали за развивающимися действиями и ждали, чем же все это закончится. С тех пор прошло почти десятилетие. Сегодня эта проблема не только не решена, но стала еще больнее и глубже, споры стали громче и агрессивнее, а самих игр стало намного больше. В этом смертельном грехе чаще всего обвиняли игры жанра action, которые в народе называют «стрелялками», которые в основном обвиняются за присутствие сцен жестокости и насилия. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни. Таких историй на самом деле существуют десятки. Паника вполне обоснована. И не стоит легкомысленно отмахиваться от этой новой зависи мости, мол, до полной компьютеризации страны нам еще далеко, поэтому опасность не велика. Когда-то так же легкомысленно мы относились к наркомании. Обратите внимание, многие подростки практически все свободное время проводят в клубе. Когда же и чему они научатся, чтобы стать востребованными во взрослой жизни людьми? Человек, не получивший других навыков, кроме умения двигать мышкой, громко вскрикивать от радости или огорчения и возможности отличить одну игру от другой, выйдя во взрослую жизнь, должен будет спешно чему-то научиться. В противном случае ему придется пополнить собой ряды тех же алкоголиков и наркоманов, либо он должен будет идти воровать, потому что зарабатывать деньги не умеет. Как такой человек будет содержать семью? И способен ли он будет создать семью? Ведь навык общения с девушками тоже не возник. А здоровье? Не будет ли у молодого человека проблем с воспроизведением потомства, не будет ли заболеваний, связанных со снижением остроты зрения, сосудистыми проблемами, гиподинамией? Не являемся ли мы сейчас свидетелями появления очередного «потерянного поколения»?

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются. Мне вспоминается вице-президент компании Sony Online Entertainment Скотт Макданиел. Когда ему предложили на упаковках EverQuest делать надписи, предупреждающие о потенциальной опасности, он ответил: «Любым продуктом нужно пользоваться ответственно, ведь на автомобили не вешают предупреждения типа «Не дави людей». Во всем нужно знать меру, а тем, у кого есть дети, следует интересоваться, чем они занимаются». И он прав.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу. Делаем выводы, господа!

Наша современная жизнь просто не мыслима без всех этих стрелялок, бродилок и прочих виртуальных игр. Возникает вполне логичный вопрос: «А есть ли польза компьютерных игр ? Может от них только вред?». Игромания одинаково распространена, как среди детей, так и среди взрослых. Бытовало мнение, что от компьютерных игр портится зрение. Появляется избыточный вес. Происходит расстройство нервной системы. Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.

Группа студентов, регулярно игравшая в виртуальные игры, при проверке зрения, продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа. Более того, у них оказалась намного лучше зрительная реакция и возможность отслеживать до пяти объектов одновременно, тогда как «неиграющие» остановились на трёх. Скорость обработки визуальной информации у игроков тоже оказалась выше.

Проблема избыточного веса — бич современности (см. статью ). Но есть ли прямая зависимость между полнотой и компьютерными играми? Учёные из Гонконгского университета, занимаясь этим вопросом, пришли в недоумение от полученных результатов. Оказалось, что скорость сокращения сердечной мышцы и расход энергии, затрачиваемый на виртуальные действия (за минуту времени), в четыре раза выше, чем при иных сидячих играх. Однако подтвердилась непрямая зависимость избыточного веса и компьютерных игр . Связано это с потреблением во время игр колы и чипсов (детьми) и пива с сосисками взрослыми игроками. в этом вопросе вряд ли присутствует, но и прямой вред отсутствует. Если же делать перерывы и заниматься гимнастикой, то играть в компьютерные игры станет вполне полезным занятием.

Доктор Кристофер Фергюсон провёл ряд сложных долговременных исследований, пытаясь проследить зависимость между нервными расстройствами различного рода и игровой зависимости. Доказать однозначную связь не удалось. В каждом конкретном случае находились побочные факторы, способные привести к психическим отклонениям.

Не стоит забывать также, говоря о пользе компьютерных игр , что существуют не только аркады, шуттеры и гонки, но также логические игры и стратегии, которые тренируют способность к логическому мышлению, пространственному воображению, планированию и умению учиться на ошибках. Более того, если подростку давать возможность излить свою агрессию на мнимых врагах, то в жизни он будет более сдержанным. Компьютерные игры помогают детям найти себе занятие, вместо бесцельного блуждания по дворам и посиделок со спиртным и сигаретами .

Главное — во всем нужно знать меру и ограничивать контакт ребенка с виртуальным миром, не давая ему уходить от реальности слишком далеко, потому как можно не заметить и . Да, стоит еще упомянуть такой немаловажный аспект для родителей, как возможность применять игры в воспитательных целях. Отлучение от компьютера, в качестве наказания, менее болезненное, чем «рукоприкладное воспитание», но в то же время очень эффективное. Естественно каждый родитель должен дозировать количество времени проводимого за играми. Дети не обременены мыслями о работе, как прокормить семью и т.д., их вполне могут игры затянуть с головой. А это вполне может вызвать трудности в общении с реальным миром.

Первые компьютерные игры появились на свет еще в начале 90-х годов, и с тех пор повсеместно не угасают споры на тему их влияния на человеческую психику и поведение. В наше время, когда популярность компьютерных игр достигла невероятного размаха, вопрос об их вреде является еще более актуальным, чем раньше. За компьютерными играми любят проводить свой досуг не только дети и подростки, но и вполне взрослые люди, порой даже весьма солидного возраста. И если раньше заботливые родители были абсолютно уверены, что вред от компьютерных игр для их чад неизбежен, то сегодня выросшее на компьютерных играх поколение заставляет в этом усомниться. И правда, ведь, вопреки ожиданиям, большинство из них не выросли умственно отсталыми или маньяками, а наоборот, являются обыкновенными людьми, в принципе не отличающимися от остальных. Но означает ли это, что все компьютерные игры абсолютно безвредны и являются прекрасным видом отдыха? И есть ли какая-то польза от компьютерных игр? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы, но вначале давайте поговорим о том, какие сегодня бывают игры.

Коротко о компьютерных играх

Стоит заметить, что со времени своего возникновения компьютерные игры успели серьезно эволюционировать: игровые миры стали намного обширнее и детальнее, сюжеты – более замысловатыми, а физика – в десятки раз реалистичнее, чем раньше. Но особенно шагнула вперед графика в играх, видеоролики в последних игровых новинках вполне можно спутать со сценами кино.

Компьютерные игры делятся на множество жанров, именно они частично определяют, будет ли компьютерная игра безвредной или же посодействует развитию определенных отрицательных качеств у человека, ею увлекающегося. Один из наиболее популярных сегодня жанров компьютерных игр – это шутер. По сути, основная цель данной игры заключается в истреблении противников, будь то инопланетные монстры, солдаты вражеской армии или другие персонажи. Также очень популярны игры категории экшен. Этот жанр близок к шутеру, но отличается преобладанием сюжетной составляющей. Кроме того, многим нравится играть в стратегии, спортивные и логические игры. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о ролевых играх, большая часть из которых имеет онлайновый режим. В таких играх человеку предлагается полностью вжиться в роль своего персонажа, контактируя во время игрового процесса с другими персонажами.

Вред от компьютерных игр

Хотя распространенные в наше время «ужастики» о вреде компьютерных игр сильно преувеличены, приходится согласиться, что некоторые игры действительно имеют свойство оказывать негативное влияние на тех, кто в них участвует. Кроме того, даже положительные игры могут быть вредными при определенных условиях. Итак, давайте рассмотрим, какой вред могут принести компьютерные игры.

  • Ухудшение самочувствия. Играя в компьютерные игры, человек проводит перед экраном компьютера довольно продолжительное время, что отрицательно сказывается на состоянии позвоночника, кровообращении и, конечно же, зрении. Кроме того, если вести малоподвижный образ жизни, просиживая целые дни за играми, это часто приводит к проблемам с лишним весом.
  • Повышенная агрессивность. Увлечение играми, в которых преобладает насилие, зачастую вырабатывает в человеке определенные реакции, следствие которых может проявляться и вне игры. После компьютерных шутеров, в которых все возникающие проблемы быстро решаются умелым выстрелом в противника, столкновение с серьезными трудностями в реальной жизни может вызвать немалое раздражение у заядлого геймера. Ведь для успешного решения жизненных проблем необходимы такие качества, как терпение, уравновешенность и умение ладить с окружающими, чему вряд ли научат жестокие игры.
  • Игровая зависимость. Даже самая безобидная и простая компьютерная игра может увлечь не на шутку, что уж там говорить о стратегиях и MMORPG (многопользовательских онлайновых ролевых играх). Известны случаи, когда увлекшись «прокачкой» своего персонажа в виртуальном игровом мире, игроки забывали о сне и еде. Главная опасность игровой зависимости заключается в том, что она наступает незаметно – поначалу компьютерные игры для человека остаются лишь невинным хобби, но со временем он уже не может без них жить. И тогда игра занимает в его жизни все больше и больше времени, предназначенного для более важных дел.
  • Социальная изоляция. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также нередко приводит к ухудшению отношений игрока с окружающими людьми: близкими, друзьями, родственниками. Ведь время, которое раньше занимало общение с реальными, живыми людьми, теперь принадлежит виртуальным персонажам из игры. В конечном итоге человек может остаться совсем один в придуманном кем-то игровом мире, далеком от реальности.
  • Материальный ущерб. Некоторые любители онлайновых многопользовательских игр не только отказываются ради них от общения с другими людьми, полноценного отдыха и многих других радостей жизни, но и даже тратят на них немалую часть своих заработанных денег. Донат – то есть покупка за реальные деньги внутриигровых бонусов, предметов, навыков и тому подобного, порой серьезно отражается на состоянии кошелька геймера.

Польза от компьютерных игр

Невзирая на все вышеперечисленные последствия, к которым иногда приводит увлечение компьютерными играми, некоторые из ни могут принести и немалую пользу. Ниже приведены некоторые доказательства того, что польза компьютерных игр – вовсе не миф.

  • Улучшение реакции. Исследования ученых выявили, что игры, в которых требуется вовремя совершать определенные действия (к примеру, поворачивать автомобиль), содействуют развитию мелкой моторики и зрительного внимания.
  • Интеллектуальное развитие. Некоторые виды игр, например стратегии, учат грамотному планированию. В них для того, чтобы победить, недостаточно просто вовремя нажимать на кнопку – нужно продумать все варианты, и шаг за шагом достигать намеченных целей. Кроме того, играя в экономические стратегии, можно освоить основные азы ведения собственного бизнеса. А логические игры помогают развивать смекалку и математические способности.
  • Пополнение багажа знаний. Немалая доля компьютерных игр основана на реальных исторических событиях. Играя в такие игры, можно существенно углубить свои знания по мировой истории. Или взять, к примеру, простые гоночные симуляторы. В некоторых из них игровой процесс подразумевает не только банальное руление автомобилем, но и также замену различных видов деталей кузова и двигателя. Таким образом игрок может постепенно научиться разбираться в составляющих автомобиля, узнать как влияют на характеристики двигателя те или иные запчасти и развить в себе интерес к самостоятельному ремонту авто.
  • Снятие стресса. Не стоит недооценивать роль компьютерных игр в таком важно деле как снятие стресса после тяжелого дня. Когда неудачи сыплются буквально градом, а окружающие неустанно доставляют неприятности, важно иметь возможность отвлечься и просто расслабиться. А погружение в виртуальный мир является одним из самых простых и действенных способов на время абстрагироваться от внешних проблем.

Выводы

Как видим, влияние компьютерных игр нельзя оценивать однозначно. Они могут принести как пользу так и вред, все зависит от того, в какие игры играть и сколько времени посвящать этому занятию. Если правильно относиться к компьютерным играм, они могут стать источником ценных знаний и полезных навыков, а также способом приятно провести время. Главное не позволять, чтобы они занимали в вашей жизни слишком много места.

Кстати, не только чрезмерная увлеченность компьютерными играми вызывает серьезные беспокойства. Ничуть не меньшей проблемой является зависимость от интернета. О том, как справиться с интернет-зависимостью, вы можете узнать из .

Остались вопросы? - Мы БЕСПЛАТНО ответим на них в

Американская психологическая ассоциация, которая приводила всевозможные доводы в пользу игр, недавно признала, что они все же . На днях 17-летний подросток из Башкирии . Виновны ли игры на самом деле, или это просто выгодный объект для обвинения? Проект «Здоровье Mail.Ru» разбирался, в чем вред и польза компьютерных игр.

Фото Lori.ru

Польза

Современные исследования опровергают расхожее мнение о том, что игры «отупляют». На самом деле это не так. Что можно улучшить в себе, играя?

Познавательные способности и эмоции

Те же самые специалисты Американской психологической ассоциации считают , что игры, особенно шутеры, улучшают когнитивные способности: скорость реакции, способность концентрировать внимание и принимать решения. Они также считают (или, по крайней мере, считали раньше), что именно агрессивные игры учат самоконтролю и управлению эмоциями.

Ученые из Сингапурского технологического университета проводили эксперимент : в течение месяца группа добровольцев играла в разные компьютерные игры по часу 5 дней в неделю. В конце эксперимента исследователи протестировали когнитивные способности участников и выяснили, что у всех улучшились внимание, память, тактическое и стратегическое мышление. В зависимости от жанра игры отдельные возможности психики участников становились шире. У отдельной группы участников появилась или улучшилась способность находить нестандартные решения задач и таким образом достигать конкретной цели.

То, что компьютерные игры снимают стресс, показывают данные другого исследования Американской психологической Ассоциации (тема игра для нее - одна из самых животрепещущих). Специалисты опросили 1614 респондентов. Предметом опроса было то, насколько игры помогают справиться с разными видами стресса (усталость от работы, бытовых забот, стрессовые ситуации). Антистрессовый эффект отметили все респонденты, а среди тех, кому не хватало поддержки со стороны окружающих, он был выражен более ярко. Это значит, что в ситуации, когда нет возможности получить поддержку от близкого человека, игра поможет удержаться на плаву и приободриться.

Антистрессовый эффект некоторых игр связан и с тем, что они позволяют выплеснуть агрессию, которую человек в повседневной жизни вынужден подавлять. По сравнению, например, с агрессивным или экстремальным спортом, компьютерные игры доступны (в том числе и финансово) и нетравматичны, а это большой плюс. В играх от первого лица агрессия персонализирована - когда устранено препятствие, срабатывает инстинкт охотника. Психически здоровый человек вряд ли задумается о том, чтобы повторить сюжет игры в реальной жизни - скорее всего, он будет рад, что есть занятие, с помощью которого можно разрядиться, не навредив ни себе, ни другим.

Социализация

Противники убеждены, что игры изолируют от социума и превращают человека в овощ, который существует в вымышленном мире. На самом деле, вокруг компьютерных игр образуются сообщества (от маленьких сетевых тусовок до киберспортивных лиг), участников которого объединяет общий интерес. Оффлайн-встречи - реальная возможность найти друзей для тех, кто считает себя социофобом; именно в такие «клубы по интересам» советуют вступать одиноким девушкам (и молодым людям, наверное, тоже), чтобы найти пару.

Обучение

В последние годы проводится много исследований о влиянии компьютерных игр на способность к обучению. Есть доказательства, что у них большой потенциал в качестве учебных пособий, так как они обеспечивают обратную связь и мотивируют учеников двигаться дальше. Так считает психолог в области мотивации, личности и развития, профессор Стэндфордского Университета Кэрол Двэк.

Казалось бы, речь об обучение детей, но - человек учится всю жизнь. Если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит стагнация, потом - деградация. Именно поэтому психологи советуют взрослым постоянно учиться чему-то новому. А если занятия будут необычными - еще лучше. Так что для геймеров игра может быть чем-то вроде тренажера, а для тех, кто не играет, - новой занимательной активностью.

Счастье

В 2008 году исследователи из Австралии наблюдали за физическими изменениями, которые происходят в организме увлеченных игрой-шутером людей. На теле геймеров закрепили электроды, регистрирующие изменения пульса и другие реакции, процесс игры записывали на видео, а по ее окончании игроки рассказывали о своих ощущениях. По мере увеличения сложности задач участники эксперимента входили в состояние потока и начинали испытывать все более сильные позитивные эмоции. Соответствующе реагировало и тело - учащался пульс, на коже появлялись мурашки. Позже участники рассказали, что по мере погружения в игру они чувствовали себя все более счастливыми.

Это называется «состояние потока», термин ввел психолог Михай Чиксентмихайи. Поток - это абсолютная включенность в то, чем человек занимается в данный момент. Грубо говоря, это «когда весь мир исчезает», и есть только здесь и сейчас - человек находится в условиях, когда он полностью поглощен решением конкретной задачи. Входить в поток можно, занимаясь разными вещами, в том числе играя. Игра делает счастливым еще и потому, что дает возможность ощутить контроль над ситуацией - этого иногда так не хватает в реальной жизни.


Фото Lori.ru

Вред

Если положительные эффекты от компьютерных игр проявляются на психологическом уровне, то «побочные» - в основном на физическом.

Он возникает из-за сдавления срединного нерва (один из нервов, который управляет движениями кисти и пальцев) в области запястья. Синдрому подвержены те, кто много времени проводит за компьютером, - из-за частого повторения однообразных движений руками. На начальных стадиях синдром проявляется болью разной интенсивности или онемением одного или нескольких пальцев. Состояние легко лечится на начальных стадиях, но если его запустить, может ограничиться подвижность в кисти и пальцах.

Да, те, кто много времени проводит сидя, рискуют получить это осложнение варикозного расширения геморроидальных вен прямой кишки, и геймеры - не исключение. Из-за слишком долгого статичного положения нарушается кровообращение в нижней части тела, нарушается баланс между притоком и оттоком крови, в том числе и в венах прямой кишки - и вот он, геморрой. По статистике, заболеванием страдает 10–15% людей, чаще мужчины в возрастной группе 21–30 лет.

Проблемы со спиной

Они также возникают из-за долгого сидячего положения, спектр заболеваний очень широкий: от , при котором позвоночник преждевременно изнашивается, до нарушения осанки из-за неправильного положения, головокружений и многочисленных неврологических проблем.

Остеохондроз, например, встречается у 9 из 10 взрослых людей, это одно из заболеваний, которые стали моложе, - сегодня все чаще болеют люди 20–30 лет. От вынужденной статики страдает не только костная система: мышцы шеи и верхних отделов спины становятся слабыми, так как нагрузка на них снижена (отсюда и нарушения осанки); мышцы поясницы, наоборот, перенапрягаются из-за слишком сильной нагрузки.

Глаза

Синдром компьютерных глаз (или синдром компьютерного зрения) - встречается у 50–90% людей, проводящих за компьютером 8 часов и больше. Ощущение сухости в глазах, помутнение зрения, раздражение, болезненная чувствительность к свету, и головокружения, боли в шее - все эти симптомы говорят о том, что ваши глаза страдают. При долгом взгляде в монитор человек реже моргает, глаз не получает достаточного количества влаги. Кроме того, у тех, кто постоянно за компьютером, может возникнуть спазм глазных мыщц, все это портит зрение.

Злоупотребление психостимуляторами

Это может быть и кофе, и любые другие вещества, которые дают возможность не есть, не спать, не уставать и при этом быть готовым к бою каждую минуту. Вопрос допинга особенно актуален для киберспортивных турниров (зачем обычному геймеру разгоняться?), где киберспортсмены подвергаются сильным нагрузкам, а на кону - крупные денежные призы и слава. Известный игрок в Counter strike Кори Фризен , что употреблял во время соревнований препарат аддерал - им лечат с гиперактивностью. После этого заявления в одной из крупнейших киберспортивных лиг Electronic Sports League (ESL) приняли решение проверять всех игроков на допинг, однако наград Фризена не лишили, так как на тот момент проверить, употреблял ли спортсмен допинг, возможности не было.

Препараты, подобные аддералу (компиляция солей амфетамина), повышают внимание, скорость реакции и позволяют сохранять спокойствие. Некоторые геймеры уверяют, что когда разрыв между соперниками ничтожен, допинг позволяет одержать победу (впрочем, они также уверяют, что если игрок употреблял допинг, это очевидно). Побочные эффекты аддерала и подобных ему препаратов могут быть самыми разными: от сердцебиения и гипотонии до нарушений дыхательной функции и различных расстройств нервной системы и психики , депрессии, нарушений восприятия. А в случае передозировки возможно развитие психоза. Все эти последствия грозят тем, кто употребляет препарат без назначения врача, - в терапевтических дозах он считается менее опасным.

Мы пришли к выводу, что игры могут быть и вредны, и полезны - все зависит от того, кто и как играет. Они, скорее, могут быть индикатором здоровья - психического и физического - и предрасположенности к зависимостям.

 

 

Это интересно: