→ «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

МОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление на тему:

«Роль семьи в воспитании детей»

Учитель татарского языка и литературы

первой квалификационной категории

Хамидуллина Альфия Абриковна

2008 – 2009 уч. год

«Детство – тот порог,

через который проходят все чувства

посещающие сердце человека.»

(К.Д.Ушинский)

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых детей оно трудное , и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.

Практика убеждает нас, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него как в самих себя.

Стала уже банальной фраза из известного кинофильма: «Счастье – это когда тебя понимают». Но вот беда – нередко мы, вроде бы понимая других, стремимся всё сделать по-своему.

В супружестве невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны, третьего не дано. Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях – вот составляющая психологического климата.

Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, спокойное, теплое, тревожное. Холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным колодцем, где черпает живительную силу, свежесть, бодрость и оптимизм.

Ещё в Древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал: всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду.

Гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть, именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть смысл семейного воспитания.

Издавна существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерям как для детей, так и для общества. Необходимость семейного воспитания в современных условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы воспитания:

Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.

Ребенок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния.

Представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети друг другу, но и то, что дети

передают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживаются высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.

Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма.

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?

Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА нужно:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя, и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ними общей жизнью; видеть в нём личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

Относиться к ребёнку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили – он вас об этом не просил.

Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши инте-

ресы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению «лепить».

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Авторитет родителя , как и авторитет учителя, может быть чисто формальным, т.е. определён социальной функцией: если я родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. Подобной формой авторитета многие из нас наделены с избытком. Но он плохо срабатывает.

Чем старше ребёнок, тем больше мы нуждаемся в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям, поскольку, по мнению взрослых детей «отстали от жизни».

Лучше всего для нас взрослых, если удаётся овладеть высшим типом авторитета – личностным.

Воспитатель любого ранга, тем более отец и мать, не имеют права на ошибку. Бывает очень обидно, если ошибки воспитателя связаны с незнанием самого необходимого – азов семейной педагогики.

Попробуем дать несколько советов родителям:

Помните, что семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Если же ребёнок живёт в состоянии хронического голода, у него возникает острая или даже патологическая реакция. Он, например, начинает бить стёкла в витрине, чтобы изведать остроту риска и страха. Обычно, говорят, от «скуки», от «делать нечего». Нет, правильнее сказать – от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде.

Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, в неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно, изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих.

Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям. В детстве дети неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребёнок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью.

Семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребёнка сильно не столько словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества. Совместная деятельность рождает совместные цели, планы, переживания: она сплачивает семью, превращает количество общения в качество.

В воспитании детей не бывает каникул и отпусков. И продумывая свой отпуск, семья должна принимать коллективное решение, как совместно использовать столь драгоценное время.

Чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. Воспитывать ребёнка надо на основных общечеловеческих ценностях. А ценности эти: доброта, милосердие, любовь, трудолюбие, сострадание, бескорыстие.

Учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребёнка. Для начала установите единые требования к ребёнку внутри семьи, ведь мать и отец – главные воспитатели. Но возникает большой повод для беспокойства, если между супругами существуют расхождения во взглядах на воспитание и несогласованность в обращении с детьми.

ВЫВОД:

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять, что биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика человека развивается в определённой последовательности.

Главные законы детства, необходимые ребенку для полноценного развития это:

нормальные родители;

хорошие условия жизни и воспитания;

полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

постоянная активная, соответствующая возрасту деятельность.

Литература:

1. «Калейдоскоп родительских собраний» Методические разработки. Выпуск 2, под редакцией Н.А.Алексеевой – Москва, ТЦ Сфера, 2001.

2. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова. «Родительские собрания» 5-7классы – Волгоград Учитель, 2005.

3. М.М.Безруких, А.Г.Макеева. «Книга для родителей» – Москва Вентана-Граф, 2002.

4. «Методические разработки родительских собраний» 5-11классы. Составитель Н.М.Скоркин – Волгоград Учитель-АСТ, 2001.

5. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя». Составитель Н.А.Панченко – Волгоград Учитель-АСТ, 2007.

6. Р.Н.Овчарова. «Семейная академия: вопросы и ответы» – Москва, Просвещение,1996.

На заметку«Будь самим собой, ищи собственный
путь. Познай себя прежде, чем захочешь
познать детей.
Прежде чем намечать круг их прав и
обязанностей, отдай себе отчет в
том, на что способен сам.
Ты сам тот ребенок, которого должен
раньше, чем других, узнать, воспитать,
научить».

Уважаемые родители!

Сегодня у нас очередное родительское
собрание.
Нам необходимо задуматься над
вопросом:
Каким вы хотите видеть вашего
ребенка через несколько лет,
какую роль сыграет ваша семья
в его становлении?

Что влияет на воспитание детей в семье?

Не раз и не два педагоги,
психологи и социологи
ставили перед собой задачу
сопоставить характер и
особенности семейных
отношений с уровнем
моральной воспитанности
детей.
Оказывается, что между тем
и другим существует
отчетливая связь.

Семья и поведение детей

Можно выделить
разные группы
семей и
соответственно
разные типы
поведения
подростков.

Признаки, характеризующие семью

Психологи предлагают выделить в
качестве главных признаков,
характеризующих семью,
следующие:
гармоничность отношений в семье;
особенности воспитательных
усилий родителей.

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Горизонтальные отношения:
МУЖ
ЖЕНА,
ЖЕНА
МУЖ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Вертикальные отношения:
МУЖ
ЖЕНА
ЖЕНА
МУЖ
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Первая группа семей:

. В семьях первой группы взаимоотношения
между родителями и детьми строятся на
взаимном уважении, заботе друг о друге,
доброжелательности.
Возникающие противоречия не носят
затяжного характера и решаются без
конфликтов.
Такие семьи поддерживают тесную связь со
школой, родители и педагоги действуют
сообща.

Общительность,
Коллективизм,
Доброжелательное
отношение к
окружающим их
людям,
Уважение к старшим.

Вторая группа семей

Здесь также присутствует
согласованность семейных
отношений.
Но отношение к воспитанию детей
более пассивное.
Взаимоотношения между
родителями и детьми можно скорее
назвать сосуществованием.
В таких семьях авторитет
родителей невысок.

У подростков, воспитывающихся в таких семьях можно выделить:

наряду с
определенными
положительными
качествами и
отрицательные:
лень,
упрямство,
лицемерие.

Третья группа семей

Наиболее характерная их
черта – конфликты.
В педагогическом плане
такие родители
несостоятельны.

О таких подростках можно сказать:

дети,
воспитывающиеся
в таких семьях,
часто относятся к
категории
«трудных».

Четвертая группа семей

Это семьи, в которых никого не
интересует внутренний мир
ребенка. Их главное правило:
«Чтоб учился отлично и вел
себя прилично».
Отношения между родителями и
детьми лишены близости,
открытости, взаимопонимания.

А что получаем?

В результате такого
воспитания –
полное неприятие
ребенком моральных
норм своей семьи.

!!!

Таким образом, родители должны
всегда помнить, что моральный облик
ребенка – его взгляды, его
отношение к людям – в огромной
степени зависят от того,
каким подросток видит своих
родителей дома, в семье.

«РЕБЕНОК –
ЭТО ЗЕРКАЛО, В
КОТОРОМ ЕГО
РОДИТЕЛИ МОГУТ
УВИДЕТЬ СЕБЯ».

Родительское собрание

Тема: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

МБОУ «СОШ №51» Касьянова Л.Е.


Семья- колыбель духовного рождения человека

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.


Семейные ценности

выручка

ЗАИМО

понимание

уважение

любовь

согласие


Общение в семье

  • Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
  • обмен информацией между ними, их духовный контакт;
  • спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

Задачи родителей

  • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
  • постоянный психологический контакт с ребенком;
  • заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Отзывчивые семьи

Материально-

Враждебные семьи

Асоциальные


Проблемы семейного воспитания

  • Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
  • Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

Любите и цените свою Семью!

А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».


Формула истиной родительской любви

«Люблю не потому что ты хороший» ,

а «люблю потому, что ты есть».


Отношение к ребёнку

  • Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  • Относись к ребенку вежливо и ласково.
  • Говори с ним о домашних делах, о своей семье, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи.
  • Возлагай на ребенка какие-нибудь семейные обязанности, и делай это с самого раннего возраста ребенка.
  • Уважай его доверие, взгляды и планы.

Честное отношение

  • Все время своим поведением доказывай, что умеешь держать слово.
  • Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  • Докажи ему на деле, что он получает всегда правдивый ответ.

Справедливое отношение к ребенку

  • Учи его во всем достигать наилучших результатов.
  • Похвали его за достигнутые результаты и старание, в случае если они незначительны.
  • Разберись в чем дело, а потом стыди и наказывай.
  • Держи себя так, чтобы ребенок не боялся прийти к тебе и сознаться в тех поступках, за которые он должен будет быть наказанным. Пусть он верит в твою справедливость и умение по достоинству оценить старание.

Чего следует избегать?

  • Не обращайтесь с ним как с маленьким ребенком.
  • Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
  • Не испорти его, давая ему все, что он хочет. Научи его ценить то, что он получает.
  • Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные должны действовать согласованно. В противном случае в ребенке возникнут внутренние противоречия.

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский


Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На тему: « Воспитание детей в семье » «РЕБЕНОК – ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОМ ЕГО РОДИТЕЛИ МОГУТ УВИДЕТЬ СЕБЯ». Родительское собрание Подготовила В. П. Шевцова – соц. педагог МБОУ «Школа – интернат № 30»

Уважаемые родители! Сегодня у нас очередное родительское собрание. Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных своих установок или идеалов.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная членами семьи, система воспитания.

В основном выделяют следующие стили воспитания: демократический, авторитарный, попустический.

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Семья является основной средой формирования личности и особенно хочется отметить значение криминогенного воздействия семьи на ребёнка. Семья обладает большими возможностями удержания ребёнка от преступления, к сожалению, эти возможности нередко не реализуются и причины их следующие:

безразличное отношение родителей к детям, бесконтрольность за их поведением; педагогическая и правовая безграмотность родителей, неспособность их оказывать правильное влияние на детей; частые конфликты в семье, ведущие к противоречиям в семейной педагогике; утрачивание родителями авторитета, взаимное отчуждение; родители не поддерживают контакт со школой.

Основными факторами предупреждения правонарушений среди подростков являются: наличие тесного взаимопонимания в семье; дружественные, доверительные отношения между родителями и детьми; постоянный, но разумно – допустимый, контроль за поведением несовершеннолетних детей.

Спасибо за внимание!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Родительское собрание

«Роль семьи

в воспитании ребенка»

Подготовила:

социальный педагог

Новосветской ОШ

I-III ступеней

Захарчук О.В.

2015 г.


Семья - традиционно главный институт воспитания.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.


ТАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

Диктат - проявление инициативы одними членами семьи

Опека в семье - родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

(в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

«Невмешательство» - родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Сотрудничество - предполагает совместную деятельность, времяпровожде-ние.


Семейные ценности

выручка

ЗАИМО

понимание

уважение

любовь

согласие


  • Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
  • обмен информацией между ними, их духовный контакт;
  • спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Демократический – «согласие»;

3. Либеральный - ребёнок предоставлен сам себе.


«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».

В. Гумбольдт


  • Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
  • Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
  • Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
  • Помогайте развивать способности и таланты.
  • Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  • Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
  • Уважайте право ребенка на собственное мнение.
  • Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

Формула истиной родительской любви

«Люблю не потому что ты хороший» ,

а «люблю потому, что ты есть».


Правила для родителей

  • Правило 1 - признание личности ребенка и его неприкосновенности.
  • Правило 2 - формирование адекватной самооценки.
  • Правило 3 - приобщение ребенка к реальным делам семьи.
  • Правило 4 - развивать силу воли ребенка.
  • Правило 5 - учить планировать.
  • Правило 6 - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
  • Правило 7 - научить общаться с другими детьми, людьми.
  • Правило 8 - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.




Любите и цените свою Семью!

А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».


СПАСИБО

 

 

Это интересно: