→ Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы. Спецшкола для трудных подростков Интернат для подростков с девиантным поведением

Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы. Спецшкола для трудных подростков Интернат для подростков с девиантным поведением

Об этом не принято говорить вслух и школы-интернаты для трудных подростков в Москве обычно ютятся на окраинах. Это угрюмые серые здания, больше похожие на тюрьму, чем на школу. Такие школы обходят стороной, ими пугают непослушных детей, и, в общем-то, есть чем.

Почти 88% подростков, после окончания школы-интерната вскоре попадают в тюрьму. Нерадостная перспектива?

Многие ошибочно полагают, что трудные подростки – это дети алкоголиков, наркоманов, и прочих маргиналов. Отдельно идут дети из благополучных семей, родители которых «упустили» своих чад, в погоне за финансовым благополучием. Мало кто знает, что причиной девиантного поведения подростков может стать наследственные аномалии, родовая травма, внутриутробная инфекция, и много других причин, в которых вины родителей нет либо она слишком косвенная.

Нередко, вступающий в пубертатный период подросток настолько изматывает родителей, что они уже готовы на всё, даже на спец. школу, лишь бы спасти ребёнка или отдохнуть от этого ада хоть чуть-чуть. Но попробуйте отыскать такое заведение. Тут же на вас посыплются обвинения в неправильном воспитании и в поиске лёгкого решения. Решение это не простое и порой, оно единственное и для родителей, и для ребёнка.

Куда отдать трудного ребенка?

Как определить, что ребёнок «трудный»? Проблемы начинаются не в один момент, но родители упорно стараются не замечать, что ребёнок пошёл не туда. Поначалу это враньё, мелкое воровство, прогулы школы и конфликтность с одноклассниками. Кто-то говорит: ну ничего страшного, мы все через это прошли, и вот выросли нормальными людьми. Может быть и так, но если ребёнок не перерастает, а начинаются побеги из дома, алкоголь, наркотики и агрессивное поведение? Ребёнка нужно спасать, и желательно до того момента, как его поставят на учёт, как «трудного ребёнка» или отправят в закрытый интернат, который больше похож на тюрьму, чем на школу.

К сожалению, не так много мест, куда сегодня можно отдать ребенка на перевоспитание. В первую очередь – это кадетские школы. Как правило, в таких школах железная дисциплина, порядок, и порой, дети таки исправляются. Но так ли легко попасть в кадетскую школу? Туда берут исключительно здоровых детей, без психических проблем и расстройств поведения. Там нет надзирателя, и это открытая школа, с обычным дневным посещением. Будет ли ребёнок туда ходить или снова его придётся за руку водить и воевать с ним?

При каких условиях можно отдать ребёнка в интернат?

Если ребёнок уже совсем вышел из-под контроля, вопрос, как оформить ребенка в школу интернат в Москве у родителей уже не стоит.

В школу-интернат для трудных подростков детей отправляют по решению суда, и от воли родителей уже ничего не зависит. В такие заведения дети попадают в случае совершения преступления, и они там именно отбывают наказание, попутно заканчивая школу.

Единственная в Москве школа для трудных подростков – это школа «Шанс». В этой школе учатся дети, осуждённые, в том числе и за убийства, но, судя по всему, исправление так не происходит. В школе выстроены порядки, как во взрослой зоне с её иерархией, и менять никто ничего не хочет. Родителям страшно за своих детей, департаменту образования не хочется выносить сор из избы, и в стенах школы дети вынуждены выживать, как и в тюрьме. По умолчанию, в России нет проблемы с детьми, и во всём виноваты родители.
Другие интернаты для трудных подростков в Москве отсутствуют.

Каких детей берут в интернат?

Чтобы спасти ребёнка, родителям предстоит длинный и позорный путь, на который не многие решаются. Признать, что ты не состоялся как родитель, могут не все, и многие опускают руки, но так уж построена система. Нельзя просто зайти в школу-интернат и попросить, чтобы взяли твоего ребёнка на перевоспитание. Сначала нужно отправиться к психологу, для получения его заключения.

Вторым шагом следует посещение районного отдела образования, который, скорее всего, направит родителей в комиссию по делам несовершеннолетних. Выдержав лекцию от всех чиновников и их презрительно-осуждающие взгляды, родители получат направление на обучение в школу-интернат открытого или закрытого типа в зависимости от поведения ребёнка.

На самом деле, муниципальных школ-интернатов для трудных подростков в Москве с проживанием не так много. Есть коррекционные школы, которые бывают восьми видов. В них воспитываются дети с различными физическими недостатками, от слабовидящих, до умственно отсталых. Просто трудного подростка не возьмут учиться в интернат к детям с задержкой речевого развития, или ДЦП.

Часто родителям приходится стучаться во все двери, но получать лишь штрафы, за недобросовестное воспитание ребёнка и осуждение общества.

Единственный вариант – это добиться направление в кадетскую школу-интернат или спорт-интернат. В большинстве случаев, школы интернаты имеют узкую направленность. Школа с углублённым изучением математики, китайского языка, танцы, спорт, но там нужны мотивированные дети с определёнными талантами. Никто не будет заниматься с ребёнком и никто не будет его исправлять, если он сам этого не хочет. Даже если каким-то чудом туда устроить ребёнка, его всегда могут исключить за нарушения правил школы.

Можно ли отдать ребенка в интернат на время?

Это трудное решение – отдать ребенка в интернат временно, но, возможно, оно единственное. Ребёнку нужно показать, что такое «не семья», а родители за это время могут восстановить нервы и передохнуть. Порой, уже через 2–3 недели дети исправляются и просятся домой, и они действительно исправляются. Пожив некоторое время без родителей, и узнав, что на его истерики и хотелки всем плевать, как и на него самого, ребёнок начинает ценить заботу и любовь родителей. А также в интернат можно сдать ребёнка, в случае тяжёлой жизненной ситуации, когда родители не могут о нём заботиться по состоянию здоровья или по другим причинам.

Ребёнка можно оформить в интернат на срок от 3 месяцев до года, с постоянным проживанием в интернате. Родители могут в выходные посещать ребёнка, и при хорошем поведении, воспитанника могут отпускать домой на праздники или в выходные дни.

Для оформления ребёнка в интернат, без лишения родительских прав, следует обратиться в местные органы опеки и попечительства (ООП) с письменным заявлением. Между ООП и родителями заключается своеобразный договор, касающийся посещений ребёнка, сроков его пребывания, и оговариваются иные условия. Этот договор необходимо соблюдать, чтобы иметь возможность забрать своего ребёнка, без лишней бумажной волокиты.

Несмотря на то что муниципальных школ-интернатов для трудных подростков в Москве с проживанием практически нет, за то есть масса частных реабилитационных центров. В них предлагается лечение от наркомании, алкоголизма, занятия с психологом и мотивирование ребёнка на нормальную жизнь. Цены в таких центрах разные, и не на всякий кошелёк.

Из государственных заведений можно отметить ГКУ СРЦ «Алтуфьево», и ГБУ СРЦ «Возрождение». Это экстренная помощь, в случае частых побегов ребёнка или его реабилитации, вследствие попадания в «плохую компанию», и приобретения дурных привычек. Сразу оговорюсь, что обращение в этот центр автоматически ставит семью на учёт, как «социально неблагополучную», чего не происходит при обращении в частный центр.

Дети – это наше всё, и излишняя родительская любовь порой мешает взглянуть на поведение своего ребёнка трезвым взглядом. Не замечать проступки своих детей можно лишь до определённого времени, но за это время у него формируется безнаказанность, вседозволенность и закрепляются вредные привычки. Чем раньше выдернуть ребёнка из этого состояния, тем легче пройдёт его реабилитация.

Берегите себя и своих детей и не бойтесь осуждения общества. Право на ошибку есть у каждого, но нужно вовремя её исправить.

Девиантное поведение характеризуется очень пространно - отличающееся от общепринятых норм. Однако причин возникновения такого поведения очень много, как, собственно, и форм его проявления. Надо понимать, что далеко не всегда поступки человека, разительно отличающиеся от социальных стереотипов, представляют угрозу самой личности и окружающему ее обществу. Но подростков с девиантным поведением как раз и отличает деструктивность даже по отношению к себе.

Девиантный и умственно отсталый – это не одно и то же

Даже представители медицины, психологии и педагогики по-разному трактуют проявления девиантного поведения, что уж говорить о людях, которые далеки от научной терминологии. Поэтому когда родителям администрация общеобразовательной школы предлагает перевод в специальную школу для детей с девиантным поведением, те зачастую впадают в панику. Сознание моментально рисует жуткие образы -колонии за колючей проволокой или школы-интерната для детей с умственными отклонениями. Однако девиантное поведение может быть свойственно даже весьма одаренному ребенку, который доставляет много хлопот учителям и родителям своей гиперактивностью.


Старшему поколению гораздо понятней термин «трудный» подросток, но в ходе реформирования системы образования это понятие утратило свою актуальность и находится под негласным запретом. Теперь есть дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или «группа социального риска». Но легче педагогам от этого не стало. На самом деле перевод из общеобразовательной школы в специальную – это редчайший случай, потому как количество таких детей увеличивается с каждым годом. Если ребенок из вполне благополучной семьи, но со слабым характером вдруг поддался дурному влиянию, то родители зачастую осознают этот факт и стараются совместно со школой исправить ситуацию. Но вот что делать с семьями, где девиантное поведение – норма для всех ее домочадцев?

Чем отличается школа для детей с девиантным поведением

Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В специальное учреждение закрытого типа, где создаются условия временной изоляции под круглосуточным наблюдением режимной службы, попадают только подростки, совершившие уголовное правонарушение. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых школах. Вот только условия обучения разительно отличаются от обычной общеобразовательной школы.


Первая отличительная черта – это наполняемость классов (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного ученика такой школы. 40-45 педагогов и сопровождающего персонала в виде воспитателей и психологов направляют свой чуткий взор на 70 воспитанников. И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.


А еще таким детям прививают навыки, которые давно очевидны для детей из общеобразовательной школы и при совместном обучении у «иных» это в лучшем случае вызовет насмешки. Случается, что дети, поступившие в специальную школу, не имеют понятия даже о супе и каше и о том, как это едят.

Чем вызвана идея соединения

Да, содержание такого учреждения стоит немалых финансовых средств и, возможно, оно не рентабельно в пору активной модернизации российского образования, когда финансирование на каждую школу закладывается с учетом количества учащихся. Наверняка именно соображениями экономии вызвано бурное обсуждение планируемого пока только в столице слияния школ для детей с девиантным поведением с общеобразовательными. Однако стоит задуматься, чем обернется такое новшество для детей сложной судьбы и педагогов, которые в случае закрытия этих школ попадут под сокращение.


Специальная школа – это, прежде всего, школа полного дня. Но практики отмечают, что такие дети требуют безразмерного дня. Причем замечено, что при большом скоплении людей, у детей с девиантным поведением чаще бывают рецидивы, характеризующиеся агрессивными выпадами в сторону окружающих. Чиновники обещают, что судьба каждого девиантного ребенка будет решаться индивидуально. Кого-то можно поместить в обычный , из других будут формировать отдельные классы.


Однако разрушить систему, которая создавалась десятилетиями, всегда легче, чем создать новую. Причем гарантий, что она будет совершенней, нет. Количество детей в специальных школах в последние годы не уменьшалось. Напротив, кроме имеющихся на начало учебного года 80 учащихся, в среднем в течение года по направлениям обычно поступает еще человек 20. Даже в трудные 90-е никому не пришло в голову такое «девиантное» решение - сэкономить на объединении и укрупнении школ, тем более путем слияния с особой.

рассказывает о девиантных детях и их положении в контексте реформирования образования. Николай Русланович почти 10 лет руководил Экспериментальным комплексом социальной помощи детям и подросткам - образовательным учреждением для «трудных» детей. Сейчас этого учреждения нет, как нет и многих других специальных школ для детей с девиантным поведением.

Сейчас я работаю школьным психологом, я педагог-психолог. Чаще всего приходят родители учеников начальной школы. Их основная проблема - низкая педагогическая компетентность. Их дети пришли в школу, а школьным требованиям, в общем, достаточно мягким, далеко не всегда соответствуют. И тут начинаются срывы, начинается недопонимание. Приходят родители, спрашивают: а что тут делается? А делается не «тут», а в семье: выясняется, что мама всю жизнь всё делала за ребенка. Не мама ему должна собирать рюкзак, а он сам должен положить учебники. Это мера ответственности школьника, которая с возрастом должна расширяться.

Какие дети считаются девиантными?

Как правило, девиантными детьми называют тех, которые нарушают общепринятые нормы. Он разбил стекло в школе, нагрубил Марь Иванне и всё - хулиган, девиантный . И в этом смысле совершенно не важно, что мяч влетел в окно случайно, а учительница такого наговорила про него и его семью, чего нормальный человек выдержать не может.

Во-первых, непонятно, какое поведение ненормально, и какие нормы поведения существуют. Обидеться - это нормально, с моей точки зрения, человек обижающийся - нормальный. Если ты эмоционально глухой, эмоционально тупой, и с тобой можно делать все что угодно, это нормально? Я думаю, что не очень.

Давайте договоримся о понятиях: есть норма статистическая, а есть социальная, ее тоже можно посчитать через математику, но это не совсем верно, не совсем так. Эти нормы имеют разную природу, они по существу разные.

Жёстких социальных норм не существует. Нормы, на самом деле, плавающие, они меняются: от десятилетия к десятилетию, от семье к семье, от культуры к культуре. А мы говорим о норме как о том, что есть на всех уровнях, от рождения мира и до второго пришествия. Ничего подобного.

Второй момент: случаи нарушения социальных норм скорее относятся к области этики. И сами философы, люди, которые занимаются этикой, не понимают, что делать с понятием нормы, и спускают этот вопрос «на тормозах». Чем более социально разнообразным оказывается мир, тем меньше оснований говорить об абсолютной норме.

В отечественной психологической науке принято понятие «совместная деятельность». Человеческая деятельность вообще и совместная деятельность какой-то группы людей в частности. Я говорю, что девиантным надо считать того человека, который регулярно разрушает совместную деятельность в том коллективе, к которому относится сам. Не случайно разбитое стекло, не прогул урока, а регулярное разрушение совместной деятельности - это и есть девиантное поведение.

Как дети становятся девиантами?

Категория деятельности тесно связана со множеством других психологических категорий и понятий: например, с понятием цели действия, с понятием способов выполнения деятельности; с мотивами деятельности. И в этом смысле становится более понятным: если человек не владеет способами совместной деятельности, если он разрушитель, потому что он не умеет , то моя задача как психолога заключается в том, чтобы его научить. Так вот, дети в силу малости своего жизненного опыта часто плохо ориентируются в мотивах совместной деятельности, её целях и способах.

Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые. Не так давно консультировал одну учительницу. У неё проблемы с родителями, потому что она не улыбается. Она не умеет взаимодействовать так, чтобы было видно, что она доброжелательна. Она хороший человек, но манера ее поведения разрушает совместную деятельность - её с родителями и с учениками. В этом случае надо просто подсказать.

Бывают случаи - они довольно редкие и не совсем для школы, но, тем не менее, - когда темп деятельности человека, ребёнка категорически не совпадает со средним темпом деятельности всего класса. На моей памяти было такое, когда ребенку для того, чтобы вынести суждение о том, что же это такое, нужно минут 5. У учителя в классе 30 человек, и он не может позволить ученику так долго думать. Более того, своим молчанием и мычанием тот срывает урок, то есть, он разрушает совместную деятельность учителя и класса. Я видел такого ребенка, вообще это производит тяжелое впечатление. Я потом специально посмотрел качество его работы - все нормально. Это совершенно другой случай разрушения совместной деятельности, и здесь для психолога есть тоже своя работа. Например, договориться с учителями, что они не будут его спрашивать устно, а только письменно. Они сажают его за первую парту, и он выполняет работу.

Но самая главная причина, всё-таки, в том, что дети приносят в школу из своей семейной, в том числе и дошкольной, жизни неумение и нежелание взаимодействовать с другими людьми из-за своего эгоизма, искажённой системы ценностей, категорической невоспитанности.

А физиология за этим стоит?

Да, конечно. Точнее, физиология высшей нервной деятельности. Дальше я не знаю - я не нейропсихолог.

« Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые» .

Просто психология разная - есть психология философская, есть психология естественнонаучная. И я занимаюсь первой.

Дети с девиантным поведением - это не дети с диагнозом?

По-разному. По статистике, риск девиантного поведения многократно возрастает тогда, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны. Я сейчас не говорю о детях с проблемами психического здоровья - это отдельная тема. Дети, которые имеют проблемы с психикой, например, пограничные состояния, скорее будут демонстрировать девиантное, разрушающее поведение, чем дети более стрессоустойчивые. Это зависит от физиологии, и это все достаточно сложно.

А вообще педагогически компетентных семей много?

Да, конечно, и их большинство. Очень хочется верить, что нормальных родителей, любящих своих детей и одновременно требовательных, гораздо больше. Понятно, что профессиональных педагогов среди мам и пап не очень много, но это не гарантирует отсутствие семейных проблем. Самое время вспомнить про Антона Семеновича Макаренко, великого педагога, в семье которого были свои проблемы. (Советский педагог и писатель А. С. Макаренко в 20-е годы руководил созданной им детской трудовой колонией под Полтавой, затем детской трудовой коммуной им. Дзержинского и колонией им. Горького под Киевом. Самое известное произведение - «Педагогическая поэма», взгляды на воспитание в семье изложены в «Книге для родителей» - Полит.ру).

Ребенок, которого постоянно бьют, либо плачет, либо кусается. Он песенок не поёт, он смотрит на мир как на то место, где всегда больно и страшно. Отсюда устойчивые агрессивно-оборонительные реакции. У него нет сил противостоять миру и принимать бодро-весело все, что на него сваливается.

« По статистике, риск девиантного поведения возрастает, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны»

Как ребенок попадает в спецшколу - его выгоняют из обычной?

Всё не так просто. В Экспериментальный комплекс мы принимали всех, кто говорил, что он в этом нуждается. Да, среди них было большое число детей, состоявших на учете в органах внутренних дел, некоторое число детей, уже совершивших правонарушение, оставленных на свободе. В нашей школе было 90% совершенных двоечников. Их из своих школ не выгоняли, но понемножку «выдавливали». Ведь девианты же.

Спецшколы, которые открывались позже, уже принимали детей только по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних по факту свершения ими правонарушения или другого противоправного действия - и вот тогда, сынок, мы тебя запишем. А когда школьный работник говорит, что ребёнок нуждается в особых условиях, и при этом не стоит на учёте, - его в спецшколу отправить нельзя.

Повторю, девиантными скорее становятся те дети, родители которых не обеспечивают воспитание. Этим родителям всё равно? Не всем, многие переживают по этому поводу. А дети всё равно недовоспитаны. На самом деле они просто несчастные дети, но они об этом не знают. Они дерутся, потому что загнаны в угол. Есть злодеи среди детей - их очень мало, и я с ними встречался. Настоящих злодеев среди детей, даже совершающих правонарушение, очень немного, остальные - это по разным обстоятельствам уже поломанные, и совершающие «неправильные» поступки далеко не всегда со зла.

Так что я бы не стал говорить про детей-девиантов как про потенциальных преступников, скорее - как про детей, которые не умеют себя вести в семье и в обществе. И, соответственно, они разрушают общество. Нужно их подобрать и научить.

А как их нужно учить?

Обычно, как в массовой школе, только в каждом классе не должно быть больше 10 человек: никакой, даже самый талантливый учитель, за большим количеством таких особенных детей не уследит, и их не организует.

Но важнее не уроки, а то, что после уроков.

Давным-давно я получил 5 совершенно расстрельных выговоров за неправильную работу - например, мы организовали начальную школу для детей среднего и старшего школьного возраста. Нам говорили: нет, таких детей в Москве нет, вы транжирите государственные деньги. Это было в начале 90-х. И я получаю выговор за то, что куда-то дел деньги.

Второй выговор я получил за то, что в нашем Экспериментальном комплексе был телефон доверия для детей. Первый детский телефон доверия был у нас. Спасибо М.О. Дубровской - это она его организовала. Нам говорили: «Что за бред! В школе должны учить математике, русскому языку и литературе. Деньги потратили, взяли телефонистов на работу».

Третий выговор я получил за то, что талантливейший педагог С.А. Левин организовал Центр постинтернатной адаптации. Потому что половина выпускников интернатов либо идут на правонарушения, либо становятся жертвами преступлений - это по статистике. Меня спрашивают: «Где твои сотрудники?» - «Ездят по интернатам, по детям, курируют, оказывают помощь» - «То есть, они на работу не ходят?» - «Не ходят». Ну, тогда получи.

А потом, правда, за всё то же самое я получаю Государственную премию. Но это было потом. Вот эта ненормальность ситуации - когда я не могу сделать то, что считаю нужным, и я всегда виноват - буквально вяжет по рукам и ногам любого нормального директора любого учебного заведения.

А что же теперь?

А теперь Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского департамента образования уже давно не существует, как не существует и большинства организованных в 2002-2003 годах специальных школ для детей с девиантным поведением. Кому-то показалось, что слишком дорого их содержать, и что инклюзия (какое волшебное слово!) решит все проблемы. Но не решит же, и девиантные подростки будут по-прежнему разрушать совместную учебную деятельность в стенах массовых общеобразовательных школ, и никакая экономия денежных средств не спасёт. Но до осознания этого факта большому начальству надо дожить.

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию "трудных". Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина - основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель - вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков - нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) - школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. 
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

О трудных подростках сейчас говорят везде, а психологи регулярно бьют тревогу из-за психологических проблем, возникающих у таких детей. Как же функционирует школа для трудных подростков, и может ли там ребенок получить полноценное образование?

Основные особенности работы школы для трудных подростков

Интернат для трудных подростков — специальная организация, куда попадают дети, испытывающие серьезные трудности в обучении или столкнувшиеся с неоднократными нарушениями закона. Многие дети, обучающиеся здесь, страдают из-за серьезных психологических проблем, из-за неоправданной агрессии по отношению к окружающим.

Разумеется, учить таких подростков непросто, поскольку они настроены резко против получения новых знаний. Именно поэтому в школе для трудных подростков трудятся исключительно опытные педагоги, те, которые смогут сладить с характером своих воспитанников. Для таких заведений характерна железная дисциплина, поскольку именно она помогает воспитывать в детях послушание. Здесь за детьми следят не только во время уроков, но и в процессе повседневного отдыха. Задача преподавателей — постараться исправить поведение подростка, вернув его к нормальной жизни в обществе.

Попадают в такую специализированную школу, в основном по решению суда из-за серьезных проступков школьника. Именно поэтому местную атмосферу нельзя назвать по-настоящему благодушной. Вместе с тем преподаватели, работающие в школе для трудных подростков, не проявляют агрессию и не занимаются рукоприкладством. Обучение здесь проходит также, как и в обычной школе, но под большим контролем и присмотром взрослых.

Первое, что делают педагоги, когда к ним поступает новый ученик — это проверяют уровень его знаний и интеллектуальных способностей. Для этого ребенку дают выполнить серию тестов, которые наглядно демонстрируют его ученические навыки. Иногда бывает так, что дети, которым по жизни пришлось несладко, просто не могли уделять достаточного внимания обучению. Именно поэтому уровень их интеллектуальных навыков, оставляет желать лучшего. В специальных интернатах для трудных подростков учителя индивидуально подходят к навыкам и умениям каждого ребенка. Именно поэтому подростку может преподаваться программа младших классов, если специальные тесты показали значительное отставание в уровне интеллектуального развития.

Еще один важный момент обучения в подобной школе — это постоянные консультации с психологом. Давно замечено, что трудные подростки в большинстве своем имеют очень серьезные психологические проблемы, которые сказываются и на их успеваемости, и на их поведении. Задача учебных заведений для трудных детей заключается именно в том, чтобы исправлять подобные проблемы в плане психологического развития, поэтому и консультации с психологом играют такую важную роль в нормализации состоянии подростка. Обычно консультации с психологом проходят индивидуально, и на каждой из них специалист пытается докопаться до истинного источника проблем подростка.

Обучение в таких школах происходит по тем же предметам, что и в обычных учебных заведениях. Внимание уделяется стандартным учебным предметам, а также занятиям по физической культуре и труду. Обычно обучение протекает именно в формате интерната, то есть дети остаются под надзором преподавателей в течение всего дня, но на выходные могут съездить в гости к родителям. Подобная система обучения помогает взрослым не только контролировать детей, но и становиться для них близкими друзьями. После тяжелейшего периода адаптации, подросток начинает привыкать к преподавателям, а налаженные дружеские отношения помогают ребенку выбраться из сложной жизненной ситуации.

Может ли школа-интернат перевоспитать трудного подростка?

Стоит отметить, что уровень развития проблем у каждого трудного подростка свой. Иногда ребенку хватает 2-3 недели, чтобы войти в колею и начать контролировать свои поступки, а иногда им требуется несколько месяцев только на адаптацию. Разумеется, здесь все индивидуально и зависит от степени развития психологических проблем у ребенка.

Сейчас педагоги по всей России активно дискутируют на тему того, продуктивна ли работа подобных школ для трудных подростков, и могут ли они вернуть ребенка к нормальной жизни. Статистик неумолима: более 70% всех учеников подобных интернатов начинают лучше успевать по школьным предметам, а уровень агрессии у них заметно снижается. Из-за постоянного контроля опытных преподавателей и индивидуального подбора системы обучения, дети начинают лучше усваивать школьный материал. К тому же, в таких заведениях дети не просто учатся, а проводят здесь практически все свое свободное время. Постепенно у них появляются новые друзья, общение со сверстниками становится мощным стимулом к изменению модели поведения.

Важным моментом в перевоспитании трудного подростка становятся факультативные занятия с педагогом. На таких дополнительных занятиях учителя пытаются пробудить в детях основы морального и правильного этического поведения. Так, в школах-интернатах довольно часто проводятся дополнительные классные часы на тему патриотизма, уважительного отношения к окружающему миру и к старшим. Чем разнообразнее будут педагогические подходы профессионала к работе над подобными факультативами, тем успешнее дети усвоят социальные и общественные нормы, обсуждаемые на уроке.

В процессе работы с трудными подростками важна не только деятельность учителей и психологов, но и правильное поведение родителей. Так, например, если взрослые всячески поддерживают своего ребенка, стараются доказать ему свою любовь и необходимость изменения манеры поведения, то и у детей появляется гораздо больше стимулов улучшить свою успеваемость. Многие учителя, работающие с трудными подростками, проводят специальные беседы и с их родителями, объясняя, как им стоит себя вести, чтобы агрессия ребенка ушла в прошлое. Как уже упоминалось выше, многие школы работают, как интернаты, и дети в них пребывают в течение всей недели за исключением выходных. Когда школьник прибывает на выходные домой, родители должны сделать все, чтобы оградить подростка от соблазнов, связанных с прежним образом жизни.

Современные школы для трудных подростков появляются повсеместно по всей стране, но одно из лучших заведений подобного типа было основано в Москве в 2012 году. Помимо современного оборудования и высококвалифицированного персонала, дети здесь получают возможность всячески развивать свои творческие способности. Подростки в такой школе могут посещать занятия по рисованию, могут активно заниматься спортом или танцами. Все это помогает не только улучшить поведение ребенка, но и расширить сферу его интересов. Постепенно любовь к наукам и новым увлечениям вытеснит у подростка желание ввязываться в драки и нарушать закон.

Такое учебное заведение может помочь не только в деле повышения успеваемости, но и в нелегком избавлении от вредных привычек. В школах для трудных подростков особое внимание уделяют борьбе с никотиновой и алкогольной зависимостью. Детей пытаются всеми доступными способами отучить от курения, объясняя последствия вредных привычек для организма. Сейчас очень многие дети, испытывающие серьезные психологические проблемы, связанные с переходным возрастом, пытаются найти своеобразную отдушину во вредных привычках, даже не подозревая, насколько сильно это вредит здоровью.

Ожидать того, что трудный подросток перевоспитается за 2-3 дня не стоит, поскольку на этот нелегкий процесс порой требуются месяцы, а иногда и годы. Благодаря четкому распорядку дня и правильно составленному расписанию занятий для каждого подростка, школьник учится контролировать свою жизнь.

Зачастую характер трудного подростка настолько меняется, что помочь ему может только профессионал в специальных учреждениях. Постоянные консультации с психологом и регулярные факультативы — все это помогает подростку избавиться от вспышек гнева и приступов ярости, вернувшись к нормальной жизни в обществе и к обучению в обычной школе.

 

 

Это интересно: