→ Сценарий осеннего праздника в детской библиотеке. Мероприятия

Сценарий осеннего праздника в детской библиотеке. Мероприятия

Кто сказал, что осень грустная пора? По крайней мере, участники клуба «Доброе сердечко» не согласны с этим утверждением. Хмурая сентябрьская погода не помешала детям веселиться на празднике осени, который прошел в детском отделе библиотеки Центральной библиотеки г. Куйбышева.


Зал, украшенный яркими осенними цветами и листьями, радушно встретил ребят. Богата щедрая Осень урожаем. Вот и на праздник она пришла не с пустыми руками, а с осенними дарами. И чего только не было у неё в лукошке: и мука для пирогов, и гречка – «чтобы была каша в печке», фрукты, овощи, мед.
Ребята с удовольствием участвовали в осенних забавах: разгадывали загадки о грибах, девочки кружились в вальсе осенних листочков, мальчики состязались в уборке осеннего ковра из листьев, дружно «выкопали картофель» в конкурсе «Кто быстрее?». Игра «Что это» еще сильнее раззадорила ребят, каждый хотел в ней поучаствовать. Дети с завязанными глазами, на ощупь определяли овощи. Юные «поварята» отбирали овощи для щей и борща. А от осеннего дождя прятались под зонтиками – конкурс «Бег под зонтиками». Над шуточными вопросами викторины «А что растет на грядках?» посмеялись от души. Оказалось, что у некоторых ребят на грядках растут зеленые лягушки, да мягкие подушки.
Завершился праздник вручением грамот и благодарностей за участие в конкурсе поделок из природных материалов. Терпение, кропотливый труд и добрые сердца детей создали восхитительные аппликации на тему «Осенние фантазии». А проявить творческую фантазию ребятам помогла Сидельникова Ольга Борисовна, руководитель кружка «Очумелые ручки» Дома творчества.
Выставка оформлена в фойе библиотеки. Приглашаем и вас полюбоваться этими великолепными работами.



Праздник в библиотеке

«Разноцветные краски осени».

Зал украшен букетами из осенних листьев.

Библиотекарь: Осень богата подарками на любой вкус. В это время года созревают овощи, желтые листочки радуют глаз и даже дождик вызывает радость. Сегодня мы отмечает праздник Осени. Нас ожидает множество увлекательных конкурсов, а затем чаепитие.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Звучит тихая музыка. Входит Осень

Осень: Здравствуйте ребята! Пришла я в гости к Вам. Вас ждут конкурсы и задания. Я принесла вам корзину. Там загадки, загадки не простые, загадки как живые. Достает из корзины кленовые листики с загадками.

1. Лето целое старалась: одевалась, одевалась

А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)

2. Заставил плакать все вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук).

3. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы пекли, ели да хвалили? (картофель).

4. Он круглый и красный, как глаз светофора среди овощей нет сочней… (помидор).

Библиотекарь: Молодцы, ребята, справились с загадками.

Осень: Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. А как их зовут вы знаете?

Сентябрь: Обо мне говорят: «В сентябре одна ягода – рябина, да и та горька».

Октябрь: «Меня называют «грязником». В народе обо мне говорят: «Октябрь ни колеса, не полоза не любит».

Ноябрь: А обо мне говорят так: В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен: то плачет, то смеется».

Осень: Мои братья вам приготовили осенние игры и задания.

Сентябрь: ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

Октябрь: А я вам приготовил осенние задания.

1. Сколько дней длится осень? (91 день)

2. Как в называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)

3. Какое дерево является символом осени? (клен)

4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)

5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)

6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)

7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)

8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)

9. Чем заканчивается осень? (ноябрем)

Ноябрь: Ох, какие умные ребята. А вот я предлагаю задание «Найди лишнее». Я назову четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Вы должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

    Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

    Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

    Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

    Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

    Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

    Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

    Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

    Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

    Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

    Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

    Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

    Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

    Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Сентябрь: Что же еще по сложнее придумать. Чтоб не смогли справиться с заданием. Ага, придумал. Задание «Дары осени». Надо делиться на две команды. Каждая команда получает 20 карточек с осенними дарами: картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. Вы должны правильно разделить их на группы - овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Октябрь: Все они знают. Молодцы. Я тоже придумал задание «Добавь пропущенное слово». Я вам раздам карточки, на которых написаны осенние приметы, но в некоторых местах слова отсутствуют. Вы должны вставить эти пропущенные слова.

    Высоко птицы перелетные летят осенью - так снега...

(много) будет, а низко - мало снега будет.

    Если осенью... (листья) березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу - то поздняя.

    Много... (желудей) на дубе в сентябре - к лютой зиме.

    В октябре... (гром) гремит -- зима бесснежная.

    Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, а... (зиме) родной батюшка.

Ноябрь: У меня задание «Грибы-грибы». Ребята, вы все наверно любите гулять в осеннем лесу и шуршать листьями. И находить под листвой грибы. Это очень увлекательно, как будто ищешь клад. Я буду описывать гриб, а вы должны отгадать, что это за гриб.

    Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

    Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

    Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

    Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

    Этот гриб растет только под березой. (Подберезовик)

    А этот гриб растет только под осиной. (Подосиновик)

    Этот гриб - «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

Осень: Все задания выполнили. Пока мои братья придумывали интересные задания, я тоже приготовила вам задание «На внимание»

Ребята, вы должны найти ошибки в предложениях.

    «На моем дереве в саду растет много опят».

    «Ягоды моркови очень вкусные».

    «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

    «Кусты капусты растут по всему лесу».

    «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

    «Из мухоморов очень вкусный суп».

    «Репа красного цвета».

    «Хлеб растет на деревьях».

    «Осенью распускаются почки».

    «Первого сентября заканчивается учебный год».

Жюри подводит итоги. Вручаются призы.

Библиотекарь: Молодцы, ребята. Справились с заданиями. Пусть всем сопутствует успех, и не оставит никогда удача.

Осень: И пусть любая сложная задача решается на благо всех!

Осень приглашает всех к столу.

« Праздник осени »

Ц Е ЛИ: ра з вивать познавательны е способнос т и ребят , ко мму никативные навыки общ е ния , л юбозна т е л ьность

Добрый день ребята. Я очень рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем празднике, празднике «Осени».

Ребята вы слышите?

Звучит запись «Осенние песни» П.И. Чайковского. Появляется осень.

Осень . - Здравствует, дорогие ребята, вы узнали меня?

Я - Осень. То самое время года, про которое принято говорить - сырое, дождливое. Но про осень и другие слова есть - золотая, багряная.

Кругом пестреет лес зелёный.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тернист.

Осинник желтый бьёт тревогу.

Осыпался с берёзы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Но ведь осень- пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное. А знаете ли вы, как зовут осенние месяца?

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Эти месяца не только труженики, но и весельчаки: хорошо трудился, словно веселился.

Осень мы приглашаем побыть на нашем празднике. И мы должны показать, какие мы умные и как много мы знаем об осени.

И вначале я предлагаю отгадать загадки на тему «Осень».

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)

С ветки в речку упадёт

И не тонет, а плывёт

(лист)

Круглое, румяное,

Я росту на ветки.

Любят меня взрослые

И маленькие дети.

(яблоко)

С листьями, а не книжка,

Кругла, а не пышка,

С водой, а не болото,

Скрепит, а не ворота.

(капуста)

Не тигр, а полосатый;

Не морж, а усатый;

Не мёд, а сладкий;

Не мяч, а катается.

(арбуз)

Красный нос в земле рос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

(морковь)

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну, шапочку нашел.

(гриб)

Верно ребята, это гриб.

А знаете ли вы какие грибы съедобные, а какие кушать совершенно нельзя.

(Да)

А вот сейчас мы и проверим это.

Для участия в конкурсе мне нужно 2 команды по 4 человека.

Осень помоги нам выбрать игроков.

«Съедобные и несъедобные грибы»

Правила игры!

Перед вами две корзины. Первая команда собирает съедобные гриба, а вторая несъедобные. Грибы рассыпаны на полу.

Побеждает та команда, которая быстрее, а главное правильно собрала нужные грибы.

Следующая игра называется «Кот в мешке»

Правила игры!

Для участия в конкурсе необходимо так же 2 команды по 3 человека.

Осень сейчас поможет нам выбрать, только уже других ребят.

Необходимо определить на ощупь овощ или фрукт находятся в мешке, не вынимая его из мешка. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно будет определять предмет, а осень будет внимательно за этим следить.

На старт, внимание, начали!!!

Молодцы, получите свои законные призы.

Осень время запасаться на зиму припасами, солениями, овощами.

Вот и мы сейчас этим займемся. Но вот беда все овощи перемешены и перед тем как отнести их в погреб, нам их нужно разделить, морковь отдельно, картофель отдельно.

И для этого мне нужно самых трудолюбивых учеников.

Игра «Рассортируй овощи»

Правила игры!

Для участия в конкурсе необходимо 2 команды по 4 человека. Осень выбирай!

Ваша задача, по очереди подбегать к общей корзине и первая команда выбирает картофель, а вторая морковь. Берем по одному овощу и приносим в свою кузину. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит выбирать необходимые овощи.

На старт, внимание, начали!!!

Молодцы, получите свои законные призы.

И наконец последний конкурс.

Мы овощи отделили от фруктов, перебрали, а теперь их нужно перевести в хранилище и поскорее, а то уже наступают холода и они могут испортиться.

Игра называется «Перевести с поля урожай»

Правила игры!

Для участия в конкурсе необходимо две команды по 4 человека.

Ваша задача.

Каждой команде я даю по фургону, он стоит на базе. Там же на базе овощи, которые нужно загрузить в фургон и отвесив хранилище. Вы по одному подбегаете к фургону берёте один овощ и грузите его в фургон и убегаете обратно. И так до того момента пока фургон будет не наполнен.

Последний берёт фургон и отвозит его в хранилище. Побеждает та команда, которая быстрее всех переправит фургон в хранилище.

На старт, внимание, начали!!!

Молодцы, получите свои законные призы.

Все ребята сегодня молодцы!

Но мы, же не можем просто так проводить осень. Дорогая осень ребята то же приготовили для тебя сюрприз.

Ребята 3 а класса, приговорили сценку, которая называется «Спор овощей»

Ведущий .

– Кто из них овощей и вкусней и нежней. Кто при всех болезнях будет вам полезен? Выскочил горошек, ну и хвастунишка!

Горошек.

–Я такой хороший, зелененький мальчишка!

Если только захочу- вех горошком угощу.

Ведущий.

– От обиды покраснев, свёкла проворчала.

Свекла.

– Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.

Я нужна и для борща, и для винегрета.

Кушай сам и угощай - лучше свёклы нету!

Капуста.

– Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные пирожки капустные.

Зайчики- плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток, кочерыжкой сладкой.

Огурец.

– Очень будете довольны,

Съев огурчик малосильный.

А уж свежий огуречник, всем понравиться, конечно.

На зубок, хрустит, хрустит.

Я могу вас угостить!

Редиска.

– Я, румяная редиска.

Поклонюсь вам низко, низко.

А хвалить себя, зачем?

Я и так известна всем.

Морковь.

– Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку.

Будешь ты всегда здоровый, сильный, быстрый и ловкий.

Ведущий.

- Тут надулся помидор и промолвил строго.

Помидор.

– Не болтай морковка, вздор.

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Ну, конечно сок томатный.

Ведущий.

– На окно поставьте ящик.

Поливай только чаще.

И тогда, как верный друг.

К вам придет зелёный лук.

Лук.

Я – приправа в каждом блюде,

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг!

Я простой зеленей лук.

Картошка.

Я картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна,

И большим и малым.

Ведущий.

А вывод из этой сценки можно сделать такой:

Все овощ по-своему полезны и этот спор оказался напрасным.

Учащиеся 3 Б класса приготовили для осени стихи.

1 чтец

Осень: Запасай на целый го д !

Осень в гос т и к на м ид ет.
С б ол ьши м и х л еба м и ,
Бо г а т ы м и с т ола м и ,

С л и с топа д а ми и д ож д я м и ,
А ро м атны м и г рибами!

2 чтец

Ве т ер з о л о т о кр у жи т ,

Зо л о т ы м д о жд е м ш ум и т,
Л ис т ья со л н це м н ал и л ись ,
Л ис ть я с веток сорвались .
На ли л ис ь , о т я ж е л е л и ,
По т ек л и , по л е т е л и .

3 чтец

Осени денечки, в саду большие лужи,

Последние листочки холодный ветер кружит.

Вот листочки желтые, вот листочки красные.

Соберем в гирлянды мы листочки разные.

Осень

Спасибо ребята вам большое!!!

Мне было очень весело сегодня на вашем празднике. Вы очень много знаете о осени и меня это очень радует. Я к вам снова приду через год.

До новых встреч!!!

Ведущий.

Вот подошел наш праздник к концу, все сегодня были молодцы!

Занятие закончено.


Праздник осени "Осенний калейдоскоп"

Слайд №1. Входит ведущая.

Ведущая : Вот и осень пришла,

Как бы мы не хотели

Наше лето продлить

Отодвинув метели

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить

Это каждому ясно!

Ведущая: Внимание! Внимание! Сегодня царица Осень соизволила пригласить всех своих подданных на праздник. Всем строгий приказ: веселиться, петь, плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы.

Звучит музыка. Входит царица Осень

Осень : Здравствуйте, мои друзья!

Я- царица Осень.

С моим приходом вся земля

Покрывается багровым покрывалом.

Бодрящий воздух, яркая погода

Сады и рощи в убранстве золотом.

Начинаем наш осенний марафон

КОНКУРСЫ:

1. Загадки об осенних месяцах

А)Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?(Сентябрь.)

Б) Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?(Октябрь.)

В) Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?(Ноябрь.)

2. «Крокодильчики»

Все участники команды выстраиваются друг за другом. Между ними зажаты воздушные шары, которые можно держать только спиной и грудью, не помогая руками. Необходимо добраться доориентира и вернуться обратно.

3. «Стрельба по мишеням»

Мишень-ведро, лук - репчатый лук. Ведро ставят на пять метров дальше финиша. Луковицы лежат на финишной прямой. Их число равно количеству участников в каждой команде. Первый участник по сигналу ведущего бежит от старта к финишу, берет луковицу и кидает в ведро. Так до последнего участника.

4. «Накорми соседа»

В команде дети стоят парами, в руках розетка с вареньем и ложка. Дети надевают фартуки, косынки, кормят друг друга с завязанными глазами.

5. «Последний лист»

Участники становятся в круг и танцуют.(Движения показывает Осень) Во время танца дети передают друг другу «кленовый лист». Музыка внезапно прерывается. Тот, у кого в руках лист выбывает из игры. Игра продолжается дальше.

6. Загадки об овощах и фруктах

Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз - и треснул бок. (Орех)

Длинноножка хвалится -

Я ли не красавица,

А сама-то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!" (Картошка)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)

7. «Узнай по вкусу»

8.«Определи на ощупь»

9. «Капуста –нелепая одежда»

10. «Овощная путаница»

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел, и МОРКОФЕЛЬ дозрел,

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ, да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

11.«Найди пару»

У всех участников команды необходимо снять по одному ботинку. Ботинки складывают в мешок. По команде участник подбегает к смешку, находит свой ботинок, обувает его, передает эстафету следующему. Эстафета продолжается пока все ребята не будут обуты.

12. Эстафета с зонтиками

13. «Спит – не спит, улетает - не улетает"

Ведущая: Вот и побывали мы в осенней сказке

Запомнили осени волшебные краски.

Слайд-шоу №2

Осень: Славно мы повеселились:

Очень крепко подружились.

Но теперь пришла пора

Расставаться, детвора!

А на память я всем вам

Что-то вкусное раздам.

Название разработки: воспитательное мероприятие.

Название и форма проведения: «Здравствуй осень, золотая осень». Клубный час.

Пояснительная записка.

Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе, познакомить с характерными признаками осени.

Задачи: развить умение видеть в осень прекрасное время года; познакомить детей с осени приметами; развивать мышление, память, речь учащихся; прививать любовь к родному краю, к природе.

Оборудование:

  1. рисунки;
  2. поделки из природного материала;
  3. картины на тему «Золотая осень»;
  4. музыкальное сопровождение;
  5. природный материал: листья, шишки, желуди.

Форма проведения: Клубный час.

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Возраст детей: 6–8 лет.

Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи пословицы, и поговорки на тему осени; делают поделки из природного материала, рисуют рисунки на тему «Золотая осень». Заранее подготовить слова и костюм для действующих лиц «Осень», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

План занятия :

  1. Организационный момент.
  2. Основные этапы занятия.
    1. Общее представление об осени, беседа по картинам.
    2. Конкурс «Убери урожай».
    3. Конкурс примет, пословиц и поговорок.
    4. Игра конкурс «Снегопад».
    5. Загадки об осенних явлениях.
    6. Шуточная викторина.
    7. «Веселый танец».
  3. Итог занятия.
  4. Рефлексия.
  5. Список литературы.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Педагог сообщает тему, цель и задачи мероприятия.

II. Основные этапы занятия.

Звучит осенняя мелодия.

1-й обучающийся:

Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра,
Справилась природа и настала
Эта драгоценная пора.

Педагог: Ребята! О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

2-й обучающийся:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???

Ответ: Осень:

3-й обучающийся:

Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист.
Осенник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер устал дорогу.

4-й обучающийся:

В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежа.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, на картины что представлены вам, что вы видите?

Дети: На картине Осень.

Педагог: А как вы узнали, что это осень?

Дети: На картине много желтого цвета, а желтый цвет это цвет осенних листьев. А еще идет листопад. Это тоже бывает осенью.

Педагог: Все верно. Вы очень хорошо отвечаете. А вы хотите, что вы осень к нам в класс заглянула?

Дети: Да очень хотим.

Педагог: Тогда давайте позовем Осень.

Дети: Осень, осень в гости просим!

Под музыку входит осень с букетом из листьев.

Осень: Здравствуйте, ребята! Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сами сейчас узнаете.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к вам пришел?

Дети: сентябрь.

Осень: Месяц сентябрь народ четко назвал хмурнем – за хмурое небо. В сентябре – Титов день. В народе есть поговорка: «Тит последний гриб растит». Середина сентября – это начало бабьего лета, а длится оно всего неделю. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких солнечных красок. 27 сентября большой народный праздник – Воздвиженье. «Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет» – говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки урожая.

Педагог: Посмотри осень, как наши ребята умеют собирать урожай.

Проводится игра «Убери урожай» . 2 команды по 5 человек. Кто быстрее перенесет овощи и фрукты со стола в пакет. Беря овощ или фрукт в руку, ребята называют его.

Осень: Хорошо и весело вы ребята играли. А вы знаете приметы, пословицы и поговорки об осени? Расскажите мне.

Приметы:

  1. Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
  2. Большой урожай рябины – к большим морозам.
  3. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко – так малы снега будут.
  4. Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.
  5. Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  6. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
  7. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  8. Кошка мордочку прячет – на холод.
  9. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.

Пословицы и поговорки.

  1. Август варит, сентябрь – к столу подает.
  2. В сентябре лето кончается, осень начинается.
  3. Холоден сентябрь, да сыт.
  4. В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима.
  5. В ноябре зима с осенью борется.
  6. В ноябре тепло морозу не указ.
  7. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  8. От осени к лету повороту нету.

Осень: Молодцы ребята! Много знаете вы примет, пословиц и поговорок. А какой же следующий месяц осени, вы знаете?

Октябрь:

Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к вам явился?

Дети: октябрь.

Осень: Название этого месяца произошло от латинского слова «око» – восемь. У древних славян октябрь по календарю был так же восьмым, но назывался листопадником, листобоем – из-за завершения листопада. 14 октября – Покров. Считалось, что в этот день должен пойти первый снег.

Педагог и дети: А мы для тебя осень и для твоих братьев приготовили конкурс. Посмотри, пожалуйста.

Конкурс-игра «Снегопад». 2-3 участника на них одежда (куртка, шарф, шапка). Под музыку участники ходят по залу. На сигнал – хлопок, каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на тот стул, где застал его хлопок. Когда все 3 вещи сняты, раздается сигнал «снегопад». Выигрывает тот, кто правильно и быстрее найдет эти вещи.

Осень: Молодцы ребята. Весело играли. А теперь еще разок отгадаем, что за месяц к вам пришел?

Ноябрь:

Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег
А еще похолодало
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле оземь ржи
Что за месяц подскажи?

Осень: Ноябрь – предзимье. Смотрины матушки зимы. Ноябрь считается внуком сентября, сыном октября и родным братом декабря. Есть в ноябре примета – «В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать».

Осень : А загадки вы любите?

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (Листопад)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Осень: Какие вы молодцы.

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в шуточную викторину.

  1. В каком сорте яблок спрятался Антон? (в антоновке)
  2. В каком овоще квакает лягушка? (ты-ква)
  3. В каком овоще каркает ворона? (кар-тофель)
  4. Назовите овощ, из которого можно стрелять? (лук)
  5. Какая часть двери есть в картофеле? (глазок)
  6. Назовите фрукт с именем девочки (груша)

Осень: Как хорошо отгадываете. Молодцы.

III. Итог занятия.

Педагог: Осень, дети для тебя приготовили подарок – танец. Давайте посмотрим.

Осень: Ну вот, ребята наш праздник подошел к концу. Пора прощаться. Расстаемся мы, не на всегда, а до следующей осени. Ребята, хотя наша встреча подходит к концу, но мне бы хотелось, что бы вы помнили о том, что у природы нет плохой погоды. Нужно беречь и охранять каждый уголок нашего края. И уходя, я хочу вас угостить осенними дарами. Осень раздает учащимся яблоки.

IV. Рефлексия.

Педагог: В завершение дети рисуют плакаты и рисунки на тему: «Осень к нам пришла», «Краски осени». Далее рисунки и плакаты развешиваются на стенде с целью ознакомления других с признаками осени. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие. Отмечает яркие моменты, но при этом не упускает ошибок, которые были допущены.

Методические советы организаторам: мероприятие лучше проводить в кабинете биологии. Оформить выставку рисунков и плакатов об осени. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (звуки осени, звуки дождя, звуки листопада и т.д.).

Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу.

Список литературы

  1. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."– М.: "Баласс" 2001. – 304 с.
  2. Составитель Н.А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  3. Стихи русских поэтов о природе. Времена года. – М., 1981.

 

 

Это интересно: