→ Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили. Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш

Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили. Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации:

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения:

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.



Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания:

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей; постижение красоты всего окружающего.

Особенности методики:

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

Гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

Индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

Мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

Резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

Учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей, вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Целью данной работы является краткое рассмотрение основных принципов и методических приёмов данной технологии.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Выделим основные целевые ориентации технологии:

  1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
  2. Облагораживание души и сердца ребёнка.
  3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
  4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
  5. Идеал воспитания – самовоспитание.

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.

Амонашвили Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я». Чтобы стимулировать интерес к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во 2 классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

  1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  2. Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
  3. Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  4. Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  5. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  6. Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  7. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  8. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  9. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  10. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

Литература

1. Здравствуйте дети!Амонашвили Ш. А.: ,М.,1983;

2. В школу- с шести лет. Амонашвили Ш. А.:,М.,1986;

3. Как живете дети? Амонашвили Ш. А.: ,М.,1986;

4. Единство цели Амонашвили Ш. А.: ,М.,1987;

Аксёнова Надежда Юрьевна, учитель французского языка, первая квалификационная категория.

Выступление на РМО на тему: « Использование приёмов гуманно-личностной технологии при осуществлении контроля на уроках французского языка».

1.Вступление.

21-ый век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю- не знаю, умею – не умею, владею –не владею, а по схеме ищу – и нахожу, думаю- и узнаю, тренируюсь – и делаю. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. На первый план выходит именно личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, анализу и использованию информации, умение принимать решения.

Иными становятся и задачи учителя – не поучить,а побудить, не оценить,а проанализировать. Учитель перестаёт быть только источником информации, а становится организатором получения информации.

В современной педагогической науке существует множество технологий. Задача каждого педагога использовать те, которые будут давать оптимально положительный эффект в каждом конкретном случае(классе, группе…)

Принципиально важным моментом для понимания сущности любой педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов. Любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на принципе: «Главное - не навредить!»

Выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии , в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

К сожалению, используемые в нашем образовании технологии в целом ближе к «знания- суммирующим» ,чем к «интеллектразвивающим».И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования в условиях ФГОС нового поколения.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

гуманистической сущностью;

психотерапевтической направленностью;

ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1)- гуманно-личностные технологии;

2)- технологии сотрудничества;

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.

3) - технологии свободного воспитания;

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

2.Гуманно-личностная технология.

Остановимся на гуманно-личностной технологии. Академик РАО Амонашвили Ш.А разработал и воплотил такую технологию в своей педагогической деятельности.

Её целевые ориентации определяются следующим:

Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души ребёнка;

Развитие познавательных сил ребёнка;

Обеспечение условий для получения расширенного и углубленного объёма знаний;

Самовоспитание.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. И вписываются в рамки нового подхода к обучению по новому Федеральному Стандарту.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты.

Целостная психика ребёнка включает 3 страсти : страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Этому способствуют такие важнейшие умения как: познавательное чтение, лингвистическое чутьё, математическое воображение, планирование деятельности, общение, принятие решений, коммуникация,осмысление себя гражданином, знакомство с многообразием мира, постижение красоты всего окружающего. Как мы видим, многое из перечисленного формируется в ребёнке и на уроках иностранного языка с помощью различных методик, приёмов, находок, которые каждый учитель имеет в своей педагогической копилке.

Что хочет от своих учеников учитель? – Конечно послушания, выполнения заданий, активности на занятиях. А чего хотят от нас наши ученики? Чтобы это выяснить, можно им предложить что-то вроде анкеты с 25-ю позициями, касающимися урока и взаимоотношений ученика с педагогом. Пример такой анкеты перед вами (см: приложение 1).

Наиболее часто учащиеся 5 класса отмечают то, что помечено галочкой. Это номера 1,2,4,5,6,7,9, 11,12,13,23. Если суммировать и проанализировать написанное под этими номерами, то получается, что ученики хотят,чтобы им давали право выбора, учитывали их мнение, чтобы их замечали, хвалили, понимали.

3. Контроль в обучении.

Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребёнка. По его мнению,использование отметок ограничено, так как отметка – это «костыли хромой педагогики».Вместо количественной оценки необходимо качественное оценивание : характеристика ошибок, пакет результатов(или портфолио, как сейчас говорят), баллы, само оценка. Традиционной педагогикой разработаны критерии пятибалльной оценки.Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность, разнообразие форм, единство требований, объективность, гласность. Однако, отметка часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического давления на него, сортирует учащихся на «хороших» и « плохих». Название «двоечник» вызывает отрицательные эмоции, вызывает чувство ущербности, приводит к равнодушию к учёбе. Ребёнок сначала делает заключение о неполноценности своих способностей, знаний, а затем и своей личности.

Все мы знаем о функциях контроля в обучении. По мнению Ш.А.Амонашвили в современной педагогике доминировать должна не оценочная функция контроля, а воспитательная и развивающая . Для ребёнка (особенно младшего возраста) необходимым компонентом его учебной деятельности являются действия самооценки, когда он сам видит результаты и осознаёт своё продвижение вперёд. На этом этапе важно создать ситуацию успеха ,которая становится стимулом для дальнейшего продвижения.

Дети любят игру и соревнование. Учитывая этот факт, можно превратить урок контроля в занимательный вид деятельности. Один раз в четверти в начальной школе и 5-6 классах я провожу креативную контрольную работу, а ученики считают это интересным соревнованием.

Креативность – это особое проявление самостоятельности, новое оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Обучение иностранному языку будет происходить наиболее эффективно, если осуществляется через активные творческие формы работы: игры, творческие проекты, контрольную работу, на которую не боязно, а интересно идти, домашние задания, которые ученикам захочется выполнять.

Каковы цели проведения такой работы?

Помощь ребёнку в преодолении психологических барьеров при изучении иностранного языка;

Развитие личности каждого ребёнка с учётом его способностей;

Повышение уровня мотивации учащихся на дальнейшее изучение предмета.

Вот методика проведения такой контрольной работы:

На доске пишутся фамилии и имена учеников в столбик. Вверху горизонтально условные обозначения заданий (например, буквы латинского алфавита. (см: образец)



a

b

c

d

e

f

g

h

i

j

k

l

m

n

Антонова

Иванов

Петров



















В группе 12 учеников, значит, заданий должно быть 14-15, чтобы на столе всегда были свободные задания. Даю установку – попробовать свои силы по возможности во всех заданиях и говорю, что цель – набрать за урок как можно больше баллов. Задания в файлах разложены на столе, ученики подходят и берут по одному. Выполнив его, делают отметку на доске напротив своего имени любым значком и берут другое, а первое кладут на место. Если не справляются, пока ставит прочерк (можно будет вернуться к нему позднее,если останется время в конце урока). На заданиях стоит максимальный балл (5,3,8,10…). Объясняю ребятам, что задания по трудности различаются,поэтому и условная их стоимость разная. Ребята решают сами по какому пути пойти. У них есть выбор: 1.- успеть сделать больше лёгких заданий и 2. - либо меньше по количеству но сложных.Работа идёт весь урок. Разрешаю пользоваться справочным материалом, словарём – это снимает некоторое напряжения перед началом работы. Задания выполняются в той последовательности, в какой ученики смогли взять их со стола. Задания составлены таким образом, что требуется минимум времени на их графическое оформление.

Оценочная функция контроля проявляется здесь в скрытой форме. Поясню: так, если в течение четверти пройдены, например, 2 темы «Школьная жизнь» и « Моё свободное время» и грамматический материал «Будущее простое время» и «Притяжательные прилагательные», то задания, контролирующие этот материал (5-6), конечно, будут включены - как совсем лёгкие(Вставь окончания в глаголах!), так и посложнее (Придумай,что ответит Н. о своему другу о предстоящих каникулах!). Учитель при проверке работ обращает внимание прежде всего именно на эти (назовём их «главные» задания). Но добавляются и другие -творческого и развивающего характера, несложные задания на повторение. Большинство из них снабжены картинками,помогающими сориентироваться для ответа. Такие задания позволяют ученику, которому трудно даётся грамматика, тем не менее набрать баллы и получить удовлетворительную оценку. Максимально возможное количество баллов за 15 заданий, допустим 85, но обычно ученик набирает меньше, и это вовсе не означает, что мы имеем плохой результат. Учитель может сам устанавливать эти уровни – «хорошо», «отлично», «не очень хорошо» в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного класса или ученика.

В журнал после проверки работ ставится оценка. А на уроке анализируются наиболее частые типичные ошибки и объявляются баллы. Как правило, «двоек» не бывает после такой креативной контрольной работы, где у учащихся раскрываются их когнитивные способности, компенсаторные умения, формируются основы учебно-познавательной компетенции, вера в собственные силы, воспитываются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность.

Можно использовать подобный приём для повторения материала в конце учебного года. Конечно, я использую также и разнообразные тесты,устный опрос и другие разнообразные методы контроля аудирования, чтения, письма и говорения.

4.Заключение

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что в свете требований нового образовательного Стандарта обучение иностранному языку должно быть построено на коммуникативно-когнитивном деятельностном подходе, и быть направлено на овладение ребёнком универсальными учебными действиями,на самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, а задача учителя помочь ему в этом, находить новые способы сотрудничества с учеником, проявляя гуманизм и помня о том, что личность ребёнка формируется на каждом отдельном уроке.

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человеко ориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

  • * Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
  • * Облагораживание души и сердца ребенка.
  • * Развитие и становление познавательных сил ребенка.
  • * Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
  • * Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

  • * Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).
  • * Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
  • * Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
  • * Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  • - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
  • - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
  • - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
  • - резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
  • - учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили , академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни» , изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно -личностной педагогики».

Технология Ш . А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку - гуманно-личностная , педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса : и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом - взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества - это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества - «сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии :

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души и сердца ребенка;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

Идеал воспитания - самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии .

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых :

гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения : закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти : страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной , очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

Вот эти принципы.

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" - иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«"Как человека" - т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«"Истинная индивидуальность" - значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» - т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка - его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" - значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же - учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш . А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например : "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".); положения, требующего развертывания и доказательств (например : "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?"); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например : "Посмотрите на неравенства А > В, В < С и определите соотношение между А и С"); задания, требующего систематизации знаний, развития и закрепления умений и навыков (например : "Составьте таблицу частей речи на материале этого рассказа и определите частоту употребления каждой из них"); идеи, требующей творческого раскрытия, воображения (например : "Напишите, пожалуйста, сочинение, как весна наступает на вашей улице",.); описания явления, требующего объяснения (например : "Посмотрите на эти два стакана : в каком из них больше воды?" Уровень воды в стакане одинаков. "А теперь где больше воды?" Из одного стакана вода переливается в широкий сосуд, из другого - в узкий сосуд. "Почему?" (Задача взята из опытов Ж. Пиаже.) .

Во-вторых, учебно-познавательная задача направлена на преобразование самого ребенка, его знаний и умений; преобразование ученика есть действительный педагогический результат учебно-познавательной задачи, а ее логический, формальный результат имеет значение настолько, насколько он способен удостоверить ребенка о качестве его знаний и умений, о его положении и в состоянии мотивировать его познавательные усилия»1. Процесс решения учебно-познавательной задачи в большей или меньшей степени продвинет каждого ребенка в развитии и присвоении знаний.

Особое отношение у Ш. А. Амонашвили к проблеме отметок . Мотивы выполнения того или иного задания могут быть внешние, когда ребенка ожидает награда, и внутренние, когда ребенку интересен сам процесс выполнения задания или его результат. При определенных условиях может случиться, что внешние мотивы приведут к уменьшению внутренних, к падению интереса. Школьные отметки, считает он, и есть внешний мотив, награда. Поэтому и используются они очень ограниченно, поскольку отметки - это «костыли хромой педагогики» ; вместо них - качественное оценивание : характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

В книге «Размышления о гуманной педагогике » Ш. А. Амонашвили пишет об уроке в школе. Отмечая, что урок - важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики, и выражая уверенность в том, что еще долгое время урок будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения, он, однако, указывает на кризисное состояние уроков в нашей школе, содержащих «типичные "схватки" учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться».

Если педагог предлагает готовые знания и учащимся не приходится прилагать усилия, им становится скучно, неинтересно. Учащиеся начинают отвлекаться, крутиться, вертеться, заниматься чем-то другим; учитель квалифицирует их поведение как безответственное отношение к учебе, как нарушение порядка, теряет самообладание и прибегает к наказанию - плохой отметке, порицанию, осуждению. Ученик оказывается постоянно в состоянии конфликта, что приводит к его неуправляемости, озлобленности, потере интереса к учебе.

Поэтому преобладающий метод - объяснительно-иллюстративный, игровой с элементами проблемности, творчества. Чтобы дети учились с увлечением и охотой, необходимо вовлекать их в разнообразную деятельность, чтобы они сами добывали знания, проводя опыты, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Урок должен давать радость ребенку.

Учитель обязан владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. В классе должна быть установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, сорадости, сопереживания и сочувствия. Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

«Ребенок - целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных по-знавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»1.

Дари себя детям

Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

 

 

Это интересно: