→ Функциональность и типология одежды. Сигналы одежды — стиль одежды как демонстрация себя, защита и благопристойность Структурная схема основных функций современной одежды

Функциональность и типология одежды. Сигналы одежды — стиль одежды как демонстрация себя, защита и благопристойность Структурная схема основных функций современной одежды

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.

Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха.

Требования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Нарядная одежда.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.

Все мы стремимся к тому, чтобы выглядеть стильно. В понимании большинства быть стильными – значит носить стильные брендовые вещи, в то время, как мало кто считает, что одеваться стильно – значит одеваться с учетом особенностей определенного стиля, придерживаться единства в образе, выбирая вещи, которые по фактуре, расцветке, особенностям кроя и оформлению не противоречат друг другу.

Если вы ищете свой стиль 2019-2020, и хотите понять какие стили одежды для женщин будут для вас актуальны согласно вашим предпочтениям, конституции тела и другим индивидуальным особенностям, знать, как классифицируют стили одежды для женщин, и какие особенности и характеристики они имеют, нужно хотя бы поверхностно.

Сегодня мы попытаемся вкратце ознакомить вас с темой «Стили одежды для женщин», рассказав много интересного о разных стилях, и показав фото подсказки, как одеваться в определенном стиле и выглядеть стильно.

Отметим, что характеризовать стили одежды для женщин в одной статье сложно, ведь каждый стиль одежды имеет огромное количество особенностей и тонкостей, которые и определяют отношение вашего гардероба к тому или иному стилю.

Стили одежды для женщин 2019-2020: выбираем подходящий стиль одежды

Стили одежды для женщин и девушек формировались на протяжении многих лет, основываясь на национальных особенностях гардероба, социальном статусе и стиле жизни женщины, а также практичности и уместности вещи в комплекте и по отдельности.

Стили одежды, хотя и подвержены влиянию модных тенденций, не изменчивыми остаются их особенности, которые и определяют возможности создания образа в определенном стиле.

Уже в двадцатом веке стили одежды для женщин и мужчин получили свое более четкое определение.

Мода предлагала женщинам вещи в классическом, спортивном стиле, а также романтическом и этно направлениях.

Уже в двадцать первом веке стили одежды для женщин были дополнены современными течениями такими, как кэжуал, городской, уличный стиль, миллитари, бохо, гранж и другие, которые удивляли разнообразием идей создания необычных комплектов, оригинальных образов, интересных сочетаний несочетаемого.

Мода не стояла на месте, внося в стили одежды свои деформации и нововведения, которые совершенствовали их элементы, делая стили одежды для женщин максимально приближенными к современности.

Модные стили одежды 2019-2020 для женщин: коротко о важном

Сейчас мы коротко ознакомим вас с наиболее популярными стилями в одежде. Чтобы вы могли представить себе, как реализованы стили одежды для женщин в современной моде, мы подобрали фото иллюстрации стилей, отображающие их настроение, особенности составляющих.

Стили одежды для женщин: нестареющая классика

Классический стиль

Наш обзор на тему «Стили одежды для женщин» начнет нестареющий классический стиль.

Если коротко и понятно, то классический стиль одежды окутан строгостью, лаконичностью, сдержанностью образа.

Выбираете пришедшую к нам из Англии классику? Вам необходимо приобрести брючные костюмы, юбки прямого кроя, карандаш, элегантные и неброские блузы, платья простого кроя, к примеру, футляр.

Помните, стили одежды на подобии классики – это дорогие, хорошие ткани, благородные фактуры, хорошо ложащиеся силуэты, однотонные вещи, минимум отделки и декора.

Классический стиль не приемлет нестандартной длины одежды, все просто, привычно, в приделах норм элегантности.

Другие стили одежды для женщин хорошо сочетаются с классикой. Классика универсальна, поэтому классический стиль отлично реализует потребности женщины в деловом гардеробе. Стили одежды, являющиеся разновидностями классики — деловой и офисный.

Деловой и офисный стили одежды для женщин не только наследуют классические вариации, но и модифицируются в новые модные комплекты, сочетающие классику и современные детали, и создавая, как легкие романтичные образы, так и динамичные офисные луки.


Стили одежды для женщин: уличный или городской стиль

Городской стиль

Одним из индивидуальных и неповторимых направлений в моде считается уличный или городской стиль.

В этом стиле преобладают комфортные и практичные вещи, выражающие индивидуальность человека, и подчеркивающие его неординарный вкус.

Оригинальными разновидностями городского стиля являются джинсовый, морской, стиль.

Отдельно стоит назвать такие стилистические направления, как сафари, кэжуал, гранж, рустикальный.

Каждый подвид стал отдельным направлением, обеспечивая женщин огромным выбором вещей на все случаи жизни.

Так джинсовые вещи можно сочетать в самых разных стилях. Легкий, преимущественно летний, морской стиль одежды идеально подойдет для теплых времен года, радуя своих обладательниц нескучными полосатыми комплектами в бело-красной, и синей цветовой палитре, дополненные желтым и черным.

Морская тематика гардероба

Сафари и милитари – удобные стили одежды, которые, в первую очередь, выражены характерной цветовой гаммой, в частности, бежевыми, коричневыми оттенками, цветом хаки.

Сродные стили одежды для женщин милитари и сафари – это прямые платья, свободные шорты и брюки, удлиненные рубашки, кожаные аксессуары.

В стиле милитари используется шнуровка, элементы военной формы, нашивки и накладные карманы, блестящая фурнитура. Как правило, вещи в стиле милитари имеют весьма сложный крой.

Любительницам женственных образов придется по душе рустикальный стиль, который выражается простотой и легкостью деревенских платьев, сарафанов, рубашек с вышивкой, ажуром и другими декоративными элементами.

Бесспорно, не можем мы не упомянуть стиль гранж, которые в модных кулуарах называют бунтарским.

Именно гранж наиболее ярко представляет уличный стиль, демонстрируя сочетание несочетаемого, к примеру, комбинацию клетки с цветочным и графическим узором, объемные юбки и блузы женственного, часто бесформенного кроя.



Стили одежды для женщин: молодежный кэжуал

Кэжуал

Сегодня стиль кэжуал — один из самых востребованных стилей, ведь он наиболее ярко выражает практичность и комфорт комплекта посредством продуманной небрежности.

Стили одежды для женщин кэжуал и смарт кэжуал отлично подойдут, как для офисной работы, если в компании нет особого дресс-кода, так и для отдыха, учёбы и прогулок.

В этом стиле гармонично сочетаются джинсы и причудливые свитера, а сочетание джемперов и футболок с брюками, мешковатых пуловеров с юбками — привычное дело.

Женщина или девушка будет чувствовать себя в образе кэжуал идеально, ведь вещи, как правило, очень комфортные, выглядит лук стильно, но при этом складывается впечатление, как будто вы надели первое, что достали из шкафа.

Стили одежды для девушек: спортивный стиль

Спортивный стиль

Спортивный стиль уже давно перестал быть только одеждой для спортсменов. Сейчас вещи в спортивном стиле, в частности майки, брюки, шорты, юбки, платья, куртки и свитера с удовольствием носят молодые девушки и более старшие женщины, желающие комфорта и свободы в гардеробе.

Спортивный стиль могут позволить себе отнюдь не все, ведь многие элементы одежды в спортивном стиле подчеркивают все изгибы фигуры, а значит, делают акцент на стройности и пропорциональности силуэта.

Как правило, для пошива спортивной одежды используются трикотаж, шерсть, лен, хлопок и т.д.






Стили одежды для женщин: создаем романтический гардероб

Сегодня романтический стиль является идеальным решением для того, чтобы подчеркнуть женственность и сексуальность модницы.

Для этого стиля привычными являются вещи с декоративными элементами, в частности вышивкой, нежными воланами, спадающими рюшами, лаконичными оборками, яркими пайетками и т.д.

Для большинства романтический стиль в одежде знаком по коктейльным и вечерним платьям, декорированным бисером, стеклярусом, кокилье, стразами и т.п.

Романтический стиль можно носить и на каждый день, выбирая нежные и чувственные наряды в виде легких платьев, воздушных блуз, туник и топов, струящихся и пышных юбок, корсетов.

Романтический стиль одежды дополняется деталями, взятыми из этнических костюмов, придавая вещам особой колоритности.

Стилистика романтических образов приветствует воздушные и добротные ткани, такие как шелк, парча, органза и т.д.

Рисунки и принты разнообразные. Все зависит от предназначения и сезонности наряда в романтическом стиле.

Отметим, что романтическая стилистика отображается в таких направлениях, как гламурный стиль, вневременной ретро стиль, оригинальный бельевой стиль, каждый из которых направлен на то, чтобы делать женщину сексуальной, чувственной, нежной или яркой и эффектной.

Минимализм

Мы назвали основные стили в одежде. Кроме выше упомянутых модных направлений, хотим выделить такие стили одежды для женщин, как стиль дерби, винтаж, авангард.

Востребованными остаются стили бохо, этно, кантри, оверсайз, рок. Нельзя не назвать восточный стиль, минимализм, арт деко, преппи.

Выбирайте стили одежды для женщин, которые вам по душе, и по вкусу. Не бойтесь экспериментов по смешиванию элементов того или иного стиля. Будьте интересными и необычными. Выражайте свою неповторимость с помощью одежды.

Этно стиль одежды для женщин










Современный стиль кэжуал для активных модниц





Бунтарский гранж









Авангардные идеи












Нестареющая классика в тренде







Бохо шик












Стили одежды: стиль кантри







Социология рассматривает костюм в качестве социального сигнала, проявления социальных ролей и принятых норм поведения, индикатора принадлежности человека к социальной группе. Исторически одежда как особый элемент повседневности рассматривалась учеными с четырех основных точек зрения: как показатель социального статуса, уровня богатства (Т. Веблен); как выражение индивидуальности (Р. Сеннет); как результат модных тенденций (В. Зомбарт, Г. Зиммель); как язык (М. Салинс).

Т. Веблен рассматривал одежду как средство демонстрации другим. Основным критерием демонстрации является именно благосостояние человека: «дешевое платье делает дешевого человека». Наиболее богатым и обладающим самым высоким статусом (начиная с эпохи Возрождения, XV в.) считался именно тот человек, чья одежда свидетельствовала о его неучастии в ручном труде 163 . Тем не менее Т. Веблен отмечал, что выше обозначенные черты демонстративного потребления достаточно неустойчивы – большая часть зависит от возраста. В качестве примера он привел часть своего интервью с 58-летней женщиной, проживающей в Дублине: «Считаете ли Вы, что люди в Ирландии обычно одеваются в соответствии со своим благосостоянием? – Я думаю, взрослые люди – да, но я не уверена, что молодые одеваются именно так, я думаю, они одеваются соответственно тому, куда собираются. Если они собираются на вечеринку или просто выходят куда-то вечером, то даже если на земле лежит снег, а у них милое розовое платье – они его наденут. Я видела людей, дрожащих на автобусных остановках. Но я думаю, взрослые люди все делают правильно. Они не обращают внимания на имидж» 164 . И погода, и социальная ситуация оказывают влияние на выбор одежды, но социальная ситуация является решающим фактором для молодых людей, а погода – для более старших поколений, что нашло подтверждение в интервью с молодыми людьми.

Концепция Т. Веблена объясняет, почему на определенном историческом этапе в одежде произошел сдвиг в сторону тонкости деталей и однообразности: в XIX в. начинается интенсивный рост числа богатых людей, их становится так много, что они перестают обращать внимание на мнение низших сословий – у людей появилось время для развития вкуса, проявлений любви к роскоши. «По мере того как растет благосостояние и культурный уровень общности, способность платить подтверждается средствами, требующими все большей дискриминации наблюдателей. Дискриминация между рекламными средствами – на самом деле, значительный элемент в высшей денежной культуре» 165 . В своих исследованиях Т. Веблен использовал историко-генетический и выборочный (интервью) методы, которые напоминают подход историков, чтобы показать следующие значимые социальные и психологические факторы, определяющие существование того или иного вида одежды:


  • желание демонстрировать свой статус – роскошные платья;

  • потребность в защите тела – теплая, удобная одежда;

  • желание быть «своим» (для молодежи) – модный костюм;

  • демонстрация неучастия в производительном труде – красивые, изящные, но неудобные платья;

  • возможность комфортно работать – одежда для рабочих;

  • увеличение количества богатых – усложнение и украшение платьев (появляется время на «размышления» о своем наряде).
Постепенно социологи начинают видеть в одежде не только функцию демонстрации статуса, но и выражения индивидуальности. Так, Р. Сеннет отмечает, что влияние капиталистической индустриализации привело к разрыву между домом и улицей 166: внешний мир оставался формальным, а дома тело стало восприниматься как нечто естественное, подлежащее самовыражению, в подтверждение чего можно привести цитату Д. Дидро о старом платье – «Оно было сделано для меня, и я был сделан для него. Оно плотно облегает все изгибы моих рук и ног, не стесняя меня. Новое – тугое и накрахмаленное, оно превращает меня в манекен... Я был абсолютным властелином своего старого платья, я стал рабом нового» 167 .

Домашнюю одежду Р. Сеннетт считал удобной и подходящей для тела и его потребностей, в то время как уличный костюм был создан, прежде всего, для демонстрации себя (своей роли). Р. Сеннет разделил одежду на два типа – для других и для себя, объяснив тем самым роль мнения «других» в выборе одежды: если в XVIII в. люди стремились продемонстрировать свое социальное положение, нося далеко не самую удобную одежду, то начиная с XIX в. стали предпочитать не выделяться из толпы (одежда стала однотонной, не броской) и носить комфортную одежду. Проявление индивидуальности и комфортное самочувствие стало преобладать в повседневной одежде.

Социологи часто рассматривают одежду в качестве предмета и результата модных тенденций 168: «модные объекты – это любые объекты, которые оказываются “в моде”». Любой предмет может стать модным, но существуют те, что наиболее подвержены изменениям, – одежда и музыка. Чем более жизненно необходима та или иная вещь, тем менее подвержена она модным тенденциям (жилье, еда): как говорил В. Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде» 169 . Он изучал моду с различных точек зрения: демографической (массовая потребность в одинаковых товарах); социальной (формирование новых классов); экономической (развитие массового производства); социально-психологической (изменение настроений в обществе) и др. В. Зомбарт выделил особую тенденцию в историческом развитии в связи с одеждой – «утончение потребностей» 170: «уменьшается склонность к плотному, крепкому, прочному; вместо нее появляется стремление к приятному, легкому, грациозному – к шику». Кроме того, он заметил разницу во вкусах городского и сельского населения, используя психологический подход: например, городские жители, в отличие от сельских, склонны к изменчивости и непостоянству, поскольку испытывают чувство беспокойства, а потому – острую необходимость в переменах. В. Зомбарт выделил четыре основных фактора в формировании вида одежды: 1) место проживания (город, деревня и т.д.), 2) существование разных классов, 3) одинаковые потребности людей и желание быть «как все», 4) настроения в обществе.

Подход Ф. Девиса схож с точкой зрения историков моды: мода на одежду возникает в случае наличия очевидных противопоставлений, двусмысленностей, например, мужское–женское, эротика–целомудренность и т.п. На примере джинсов он объясняет, почему они стали пользоваться особой популярностью – в связи с противопоставлением элитизма демократичности: «Новая одежда (джинсы) выражает мудрые демократические ценности. Нет различий благосостояния или статуса, нет элитизма, люди противостоят друг другу вне этих различий» 171 . По сути, Ф. Девис считает, что новый вид одежды создает желание примирить противоборствующие силы, т.е. говорит о способности одежды «смягчать» социальные конфликты: возникает вид одежды, который принимают все, независимо от статуса, положения, возможностей, внешности и т.д. В современном мире особенно много предметов костюма, которые выполняют одинаковые функции независимо от социального положения человека. Другой вопрос, что качество вещей всегда отличается, поэтому, взглянув, например, на джинсы двух людей с разным материальным положением, без труда можно определить их классовую принадлежность.

Впервые идея об изучении моды как борьбы противоречий была озвучена Г. Зиммелем, который в 1904 г. написал свое первое эссе о моде. В отличие от Ф. Девиса, помимо общих тенденций, он отмечает наличие двух противоположных типов индивидов: первый воплощает принцип генерализации, который находит выражение в имитации (например, бедняк подражает аристократу); второй соответствует идее специализации – это «теологический индивид», тот, «кто постоянно экспериментирует, безостановочно борется и опирается на свои личные убеждения» 172 . Таким образом, в обществе всегда существует две группы людей, определяющих принцип изменения моды: те, кто постоянно создает что-то новое, и те, кто им подражает.

Г. Зиммелю удалось проследить различия мод для разных классов, которые позволяют включать одних людей в свою группу и исключать других. Центральным понятием зиммелевской концепции, объясняющим изменение моды, является класс: даже если все будут удачно имитировать друг друга, никакой моды не возникнет; не будет ее, если принцип имитации и вовсе перестанет действовать; но если добавить в эту схему классовые различия, то получится имитация в группах – люди будут выглядеть одинаково в своей группе и отлично от других групп. Однако и это не всегда приводит к возникновению моды: «как только нижние классы начинают копировать их стиль, высшие классы отказываются от этого стиля и принимают новый, который, в свою очередь, отличает их от масс; таким образом, игра счастливо продолжается» 173 , т.е. для действия данной системы необходимо жестко иерархизированное общество. Классы всегда хотят отличаться друг от друга, но быть одинаковыми среди своих (быть чужими для других, но своими для своих), поэтому одежда в разных классах всегда будет различаться. Верность этой идеи можно оценить в современной жизни: если зайти в магазин одежды, где стоимость вещей начинается от 20 тысяч и выше, то среди моделей вряд ли найдешь что-то практичное – это скорее одежда, которая привлекает внимание (несколько эпатажна), выделяет человека среди низко-среднеклассовых людей. Высшему классу стремление отличаться свойственно больше, чем представителям среднего и низшего класса (это можно связать с узостью элитарного круга).

Г. Тард также рассматривал одежду в контексте моды, в процессе подражания. Он предположил, что скорость, с которой распространяется новая мода (подражание «новому и чужому»), пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Закон, по которому распространяется мода, Г. Тард назвал геометрическим, или «экспоненциональным»: подражание носит восходящий характер, т.е. от высших классов к низшим; низшие классы заимствуют у высших манеры , вид одежды и т.п., причем происходит заимствование, но не перенос смыслов 174 . Вновь обратимся к примеру с джинсами: они были изобретены как рабочая одежда, позднее стали символом молодежной моды и свободы, сегодня позволяют отличаться людям, которые не являются работниками офисов (владельцы предприятий, которые могут позволить себе выглядеть, как они хотят, творческая интеллигенция и т.д.). Если раньше владельцы ходили в костюмах, а их работники в удобных для работы джинсах, то теперь ситуация обратная – владелец приходит в офис в джинсах, а сотрудники обязаны поддерживать дресс-код и быть в костюмах. Таким образом, ощущение комфорта сегодня стало оцениваться гораздо выше, чем раньше, удобство стало тем, что может позволить себе не каждый.

Таким образом, одежда всегда маркировала гендерные, возрастные, социальные границы, существенные для того или иного общества. Но когда возникает новая социальная группа, образец одежды заимствуется, а смысл его изменяется. Это хорошо видно на примере детской одежды, которая вначале полностью подражала взрослой. Затем маленьких детей (в том числе мальчиков) одевали в женские наряды (одежда подчеркивала половозрастное различие между взрослыми мужчинами и всеми остальными); позже – в старомодную одежду; в XIX в. мальчиков из высших классов одевают так, как ходят взрослые из низших классов; в ХХ в. – в костюмчики матросов , рабочих. 175 Морской костюм во взрослой жизни является индикатором социальной и воинской иерархии, а в детской определяет пол и возраст. Тард показал, что факторами, определяющими создание и использование определенного вида одежды, являются половозрастные характеристики и доминирующие образы (царица, королева, женщина, мужчина и т.д.).

Новый взгляд на одежду как особый язык возник в начале XX в. благодаря фольклористу и этнографу П. Богатыреву, который изучал «общую структурную взаимозависимость функций, выполняемых индивидуальным костюмом» 176 . На примере Моравской Словакии он выявил четыре вида костюма – повседневный, праздничный, ритуальный и церемониальный – по их функциям: повседневный костюм в качестве основной функции имеет практичность, затем идет классовая или статусная идентификация (включает в себя вероисповедание, брачный статус, профессиональную занятость, возраст), региональная или национальная (принадлежность к определенному региону, народу, нации) и эстетическая функция – костюм выполняет все эти функции посредством комбинации различных элементов. Функции ритуального костюма, расположенные иерархически, таковы: ритуальная, праздничная, эстетическая, региональная или национальная идентификация, практическая. В церемониальном костюме (например, государево служивое платье) важны, прежде всего, ритуальная и эстетическая функции, затем следуют праздничная, идентификационная и практическая. Праздничный костюм выполняет, в первую очередь, праздничную, эстетическую, а затем практическую и идентификационную функции. Таким образом, П. Богатырев впервые предложил классификацию видов одежды, исходя из участия (функций) ее элементов в процессе социальной коммуникации.

Подхватив данную идею, М. Салинс разработал теорию, согласно которой «полный комплект одежды представляет собой утверждение, созданное определенным сочетанием его частей, контрастирующее с другими полными комплектами» 177 . Изучая сочетания элементов одежды, он пытался выяснить соотношение элементарных физических контрастов и социальных значений. Например, такая деталь одежды, как цвет воротничка, может многое сказать о виде труда , в котором занят человек: синий цвет – физический труд, белый – в управленческий. Гендерные различия в платье можно обнаружить даже с помощью рукавов: мужские всегда длинные и сделаны точно по размеру, женские бывают и в три четверти, они более свободные; пиджак демонстрирует половую принадлежность по пуговицам на левой и правой сторонах. М. Салинс стремится показать в своих работах основные социальные различия, рассматривая одежду как язык, состоящий из «элементарных конституентов и правил их комбинации» 178: каждый элемент гардероба способен дать объяснение как внешним социальным процессам, так и внутренним субъективным переживаниям человека.

Г. МакКракен критически относился к трактовке одежды как языка, полагая, что язык имеет большую «свободу комбинаторики и производит непрекращающиеся дискурсы» 179: несмотря на то, что существуют определенные правила грамматики для составления предложений, мы можем соединять их в произвольном порядке, а в одежде такой свободы нет. В ходе интервью Г. МакКракен выяснил, что когда люди проявляют свободу в комбинации предметов одежды, то производят не дискурс, а смущение: анализируя различные комплекты одежды , респонденты не смогли объяснить и понять новые сочетания, поскольку имели предустановленные стереотипы восприятия комплектов элементов костюма, и новые их вариации стали для них абсолютной загадкой. Г. МакКракен сделал вывод, что одежда почти всегда связана с относительно фиксированными значениями, в то время как язык может создавать новые: язык – открытая кодовая система, одежда – закрытая; одежда может участвовать в коммуникации, но делает это совсем не так, как язык.

П. Уиллис исследовал молодежную одежду с помощью метода интервью и обнаружил, что респонденты считают ее кодифицированной: «молодежь сильно вовлечена в символическую работу по развитию собственных стилей, а также по прочтению и декодированию стилей одежды других, соотнесению этих стилей с музыкальными, политическими и социальными ориентациями» 180 . То есть среди множества кодов существуют те, что считываются раньше остальных, поскольку наиболее внятны для распознавания (в рамках конкретной социальной группы).

Рассмотренные концепции позволяют назвать основные субъективные и социальные факторы, влияющие на формирование различных видов одежды, которые, в свою очередь, выполняют определенные функции: 1) желание продемонстрировать (высокий) социальный статус; 2) удовлетворение потребности в защите тела; 3) желание быть «своим» среди «своих»; 4) демонстрация неучастия в производительном труде; 5) удовлетворение потребности в комфортном состоянии при работе ; 6) стремление быть «самим собой» и «кем-то» в глазах других; 7) региональная идентификация (город, деревня); 8) стремление к унификации (одежда для всех); 9) половозрастная идентификация; 10) репрезентация доминирующих социальных ценностей (матриархат, патриархат и т.п.).

В качестве базовых социологических подходов к изучению одежды следует назвать:

1) историко-генетический подход – рассматривает одежду в историческом контексте (Ф. Девис, К. Фокс, Т. Веблен, и др.);

2) психологический – особое внимание уделяет внутренним переживаниям и мотивам использования человеком определенного вида одежды (Р. Сеннет, И. Кон и др.);

3) историко-модно-реконструирующий – трактует одежду как проявления модных тенденций (Н. Херпин, Г. Тард, В. Зомбарт, Г. Зиммель, П. Уиллис, П. Бурдье, Д. Констебл и др.);

4) семиотический – рассматривает костюм как особый язык, систему социальной коммуникации (М. Сахлинс, Г. МакКраген и др.). Использование данных подходов в чистом виде в эмпирических исследованиях возможно, но затруднительно и несколько бессмысленно, поскольку не позволяет увидеть объект изучения во всем многообразии его проявлений и аспектов функционирования.


media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
diploma ->
diploma -> Имени м. В. Ломоносова социологический факультет
diploma -> Дипломная работа «Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками»

К современному костюму предъявляется ряд требований, он выполняет много функций. Функции костюма определяются его назначением. Однако часто костюм может выполнять несколько функций, из которых одна-две главные, а остальные - второсте­пенные. Основными функциями современного костюма являются утилитарные и информационно-эстетические (схема 1.1). Утилитарные функции заключаются в практической полезности, определя­емой способностью одежды защитить человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и продуктов его жизнедеятельности и возможностью создания благоприятных условий для практичес­кой деятельности. Утилитарные функции подразделяются на защитные и физиолого-гигиенические. Защитные функции как одни из наиболее важных сводятся к защите человека от небла­гоприятных факторов: воздействий природной среды (ветра, сол­нечной радиации, атмосферной влаги и др.), неблагоприятных воздействий химической, физической и биологической среды, а также от механических повреждений (травм). Успешное выпол­нение защитных функций одежды обеспечивается правильным выбором материалов для нее, умелым сочетанием вещей в костюме, грамотным решением формы и конструкции.

Физиолого-гигиенические функции заключаются в обеспечении удобства одежды в статике и динамике, комфортных условий микроклимата пододежного пространства и нервной системы. Данные функции одежды обеспечивают практическую и физическую возможность для эффективного выполнения человеком тех видов деятельности, для которых она предназначена. Этому способствует подбор формы, конструкции, материала костюма с учетом условий эксплуатации и основных морфологических признаков, определяющих внешнюю форму тела человека.

Информационные функции одежды дают необходимую инфор­мацию о профессии, вкусах, культуре человека, назначении и современности его одежды, т. е. сообщают определенную инфор­мацию о характере той субкультуры (национальной, региональной, профессиональной и др.), в системе которой она функционирует. Одежда может быть знаком культуры целой эпохи или отдель­ного человека. Эстетические функции одежды проявляются в гар­моничной связи ее с человеком, окружающей его средой и определяются соответствием одежды внешнему образу человека, совершенством композиции костюма, уровнем его изготовления и отделки. Выполнение эстетических функций достигается созданием одежды, соответствующей антропометрическим, анатомо-физиологическим, социально-психологическим характеристикам человека, соответствием современному стилю и условиям жизни общества.

Среди всех видов одежды следует особо отметить спортивный костюм, функции которого имеют существенные отличия от функций других видов одежды. Выделяют шесть основных функций спортивного костюма: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая.

Различные виды спортивной одежды в той или иной мере выполняют эти функции, однако форму спортивного костюма определяет ведущая функция. Например, в костюмах футболистов, баскетболистов, волей­болистов, хоккеистов ведущими являются две функции: защитная и обозначительная. Костюм для фигурного катания выполняет эстетическую и обозначительную функции, а для плавания, прыж­ков в воду - утилитарную.

Функции одежды не остаются неизменными с течением вре­мени. Они изменяются по мере изменения условий жизни человека. Современная одежда, утратив сословные, обрядовые, социально-половые функции, приобрела наряду с прочими новые, например, функции обеспечения нормальной Жизнедеятельности организма повышенной радиации, подводного плавания и др.). Таким образом, функциональность является той основной движущей силой, которая побуждает человека к созданию новых и совершенствованию прежних видов одежды.

1.4. АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ.

Под ассортиментом понимают набор различных по назначению изде­лий, призванных удовлетворять потребности населения в определенных ус­ловиях эксплуатации.

Общие сведения об одежде

Короткая история развития одежды и способы ее производства

1. История развития одежды

2. Что такое одежда

3. Как делится одежда по назначению (бытовая, производственная, специальная (форм.))

5. Функции одежды

Литература

ДЕРЖСТАНДАРТ 17037-85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения»

Шаршов В.С. Введение в специальность

Иллюстрированная энциклопедия моды.

ТШИ - Першина Л.Ф.

ТШИ - Савостицкий А.В.

Журналы мод

История одежды из древних времен является зеркалом в котором отражается вся история человечества, каждая страна, каждый народ в отдельные периоды накладывают свой отпечаток.

Одежда является наиболее индивидуальной формой материальной культуры народа. В одежде находит свое отражение и его духовная культура, воплощенные представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира.

В течении всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой взнос в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близкий большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Т.э. одежда - это изделие или совокупность изделий надеваемое человеком, которая несет утилитарные и эстетические функции. Она создает необходимый комфорт, который разрешает сохранить здоровье и трудоспособность человека в разных метеорологических условиях. Украшает и защищает от влияния окружающей среды.

В зависимости от климатических условий одежда может быть выполнена из разных материалов и иметь вид многослойного пакета. Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, которые определяют степень его пригодности для использования его по назначению.

В зависимости от сезона одежда подразделяется на:

3. демисезонную (для весняно-осеннього периода)

4. всесезонную (для ношения в любое время года)

В зависимости от половозрастного признака одежда делится на:

1. женскую,

2. мужскую,

3. детскую.

В свою очередь детская делится на:

1. грудных детей (до 9месяцев)

2. ясельного возраста (от 9месяцев до 3лет)

3. дошкольного возраста (от 3лет до 7лет)

4. мл.шк. возраста - девочки (от7лет до 11,5лет),

мальчики (от 7лет до 12,5лет)

5. старш.шк. возраста - девочки (от 11,5лет до 14,5лет),

мальчики (от 12,5лет до 15,5лет)

6. подростков - девочки (от 14,5лет до 18лет),

мальчики (от 15,5лет до 18лет)

По назначению одежда подразделяется на: бытовую, производственную, форменную, согласно (ГОССТАНДАРТ 17037-85) государственного стандарта. «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения».

I Бытовая одежда – одежда для ношения в разных бытовых и общественных условиях.

Бытовая одежда в свою очередь подразделяется на:

1. повседневную - бытовая одежда для повседневного ношения.

2. торжественную - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях.

3. домашнюю - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях.

4. рабочую - домашняя одежда для работы в бытовых условиях.

5. спортивную - бытовая одежда для занятий спортом.

6. национальную - бытовая одежда, которая отражает специфику национальной культуры и быта народа.

II Производственная одежда – одежда для ношения в производственных условиях разных областей народного хозяйства.

Производственная одежда подразделяется на:

1. специальную - производственная одежда для защиты работающего об влияния опасных и вредных производственных факторов.

2. санитарную - производственная одежда для защиты предметов работы от работающие и работающие от общих производственных загрязнений. Примечание. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов работы.

III Форменная одежда – одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учеников, для которых установленная форма.

По способу производства одежда делится :

I. Одежда массового производства - одежда на типичные фигуры, установленная сериями в условиях поточного производства (фабрики).

II. Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели (ателье).

III. Готовая одежда - одежда готовая к эксплуатации, с законченным циклом технологической обработки.

IV. Одежда полуфабрикат - одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (характеризуется необработанными некоторыми узлами, заканчивается после подгона изделия по фигуре человека)

По материалу верха одежды, подразделяется на одежду с натуральных (х/б, льняных, шерстяных, шелковых) и химических (искусственных и синтетических) волокон.

Одежда делится на 2 большие группы :

1. плечевая одежда – одежда, которая опирается на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а внизу – линией, которая проходит через выступающие точки лопаток и груди.

2. поясная одежда – одежда, которая опирается на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченной сверху линией талии, а снизу - линией бедер.

Швейные изделия делятся на изделия, изготовленные в условиях швейного производства из любых видов материалов, предназначенных для одежды и бельевые изделий).

Термины и определения швейных изделий:

1. комплект одежды - одежда состоит из 2х или больше изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

2. верхняя(ее) одежда (изделие) - одежда (изделие) надеваемое на корсетные изделия, нательное бельё и изделия костюмно-платьевой группы.

3. бельевое изделие - швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиеничных условий тела и быта (пример: к бельевому относятся нательное бельё, постельная и столовая бельё).

4. корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело для формирования и поддерживания отдельных частей тела, а также для держания чулок.

5. головной убор - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову.

6. чулочно-насочное изделие - трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающая нижнюю часть туловища ноги, каждую отдельно, включая ступни.

7. перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, которое надевается непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья.

8. платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, которое покрывает голову или шею.

Назначение изделия определяет его главную функцию, а условия эксплуатации - второстепенную функцию.

Под функцией одежды понимают ту роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делят на утилитарные и социально-эстетические.

Социально-эстетические функции одежды состаят в ее духовной полезности, т.е. способности одежды предметно-чувственным образом отображать свою естественную и общественную целесообразность, красоту и совершенство, нести в себе определенную информацию.

1. защитные - наиболее важные в группе утилитарных и обеспечивают защиту человека от неблагоприятных влияний, химической, биологической, естественной среды и механических повреждений.

2. утилитарно - практические - обеспечивают эффективное выполнение разных процесов, для которых она предназначена: (работа, сон, отдых, спорт, и т.д.) это характеризует функцию назначения. Второй чертой утилитарно- практической функции есть практическая функция присущий некоторым видам одежды (грация, пояса, и т.д.) и, что состоит в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придание им определенной формы.

3. социальные функции - характеризуют их общественную целесообразность и значимость.

4. художественно-эстетическая функция - заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, выразительностью, гармонией с окружающей средой и внешним видом человека.

Каждая модель одежды определенного вида выполняет не все функции, а только некоторые, из которых одна - две главные, другие второстепенные.

Истоки одежды уходят глубоко в века. Уже 30тыс. лет тому люди могли пользоваться различными природными материалами, для создания одежды и украшений. Своеобразность одежды разных народов зависело от разных факторов - естественных условий, климата, образа жизни и основных занятий, доступных материалов и систем религиозных представлений.

Поэтому со времени своего возникновения одежда кроме чисто утилитарной, выполняла социальную и эстетическую функцию.

В настоящее время костюм может дать довольно много информации о своем владельце, не смотря на значительное ослабление социальной функции одежды. Но как и прежде, большое значение предаётся ее эстетической роли. Благодаря одежде, человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства внешности, продемонстрировать свой вкус.

Женщина всегда понимала, что ее оценивают не только по уму, характеру, хозяйственным привычкам, но и по туалету и, учитывая это, уделяла умению одеваться, довольно много времени, сил, средств, раскрывая в этом все свои достоинства. На развитие одежды не могли отразиться религиозные взгляды людей, и их внимание очень заметно на протяжении почти всей истории. Это влияние было различным в разные времена и у разных народов. Например: орнаментация одежды у славянских народов строго отвечало языческим представлениям о миру и человеке. Так как природа по представлениям славянина была насыщенна духами зла и добра. Человек был беззащитный, и ему помогали доброжелательные символы (изображение солнца, фигуры богинь, знаки воды, дождя, растений, животных, птиц), которые располагались в самых чувствительных местах жилья и одежды.

Особое значение предоставлялось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца (форма) мирового древа жизни, направленного к небу, птицам. Это отражалось даже в названиях (кокошник - (от кокош - петух), кика (кичка - утка) от головного убора к груди шли подвески - рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги, на концах которых крепились колты с фигурками посредников между небом и землей. Потеряв со временем свое языческое содержание, эти орнаменты и знаки остались своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды.

Изменение религии, принятие христианства отразились на одежде появлением новых форм, взятых из Византии. Народная одежда в отличии от духовенства изменялась медленно. В русском костюме особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки, доступной любой мастерице, позволяющей создать неповторимые по красоте шедевры. Особенности времени, в котором мы живем, внесли в довольно неторопливый когда-то процесс создания новой моды большие изменения.

Революцией в моде стало промышленное производство одежды. Быстрое удовлетворение больших потребностей человека в необходимой одежде ее высокое качество и большое разнообразие, тем не менее отняли у костюма одно из особенно ценных его свойств - уникальность, индивидуальность. Промышленное производство освободила нас от необходимости уметь изготовливать себе одежду, но одновременно с этим и почти разучило нас шить. В то же время не вполне удоволетворенное стремление быть единственной и неповторимой, не вздрагивать, встречая на улице двойников, вызывает во многих женщин желания научиться шить.

Гете говорил: «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится каждый раз начинать сначала. Не только осваивать ценности прошлого, но и вносить в них нового, созвучное времени».

 

 

Это интересно: