→ Буддийские монашеские одеяния. Одежда буддийских монахов — почему в разных странах она разная? Особое отношение к монашескому одеянию

Буддийские монашеские одеяния. Одежда буддийских монахов — почему в разных странах она разная? Особое отношение к монашескому одеянию

В детстве вы, наверняка, играли в игру про монаха. Там он приходил в «магазин» за красками и говорил так: «Я МОНАХ, в синих штанах, пришёл к вам за краской…» Разве нам тогда могло прийти в голову, почему он «синих» штанах, а не в белых, например? Моё детство давно осталось в невозвратном прошлом, но, представьте себе мой восторг, когда я по телевизору увидела монаха в синих штанах! «Вот он!»- радостно воскликнула я, будто встретила давнего знакомого.

Почему разный цвет одежды у монахов

Интерес к монашеской жизни, коего у себя я прежде не обнаруживала, с того времени стал всё расти и расти. В этой статье я попробую рассказать вам о монахах в жёлтых одеяниях, а также о тех, кто ходит в бордовых, есть и монахи в серых и темно-синих облачениях. Всё очень просто: цвет одежды говорит о том, к какой школе принадлежит монах. Так, например
— монахи в бордовом и сером одеянии будут из Кореи

— в Китае вы чаще всего встретите монахов в приближённо-чёрном, сером и тёмно-коричневом; — белый с чёрным цвета одежды расскажут вам о том, что монах принадлежит японской школе;
— а вот в Индии, Тибете и Монголии вы встретите монахов в белом и жёлто-оранжевом.
Но… обо всём по порядку.

Одежда монахов предельно проста и отчасти аскетична, как и образ жизни монахов. Т.к монахи отказываются от всех мирских ценностей, следовательно, и одежда у них должна соответствовать этому. Так, многие монахи носят одежду, сшитую собственноручно из разных лоскутков, позже покрашенную в краске из растений (чаще всего это бывает шафран — отчего одежда приобретает оранжевый цвет). Эта традиция восходит к тем далёким временам, когда по преданию жил БУДДА.

Отказавшись от всего, что мог дать его богатый отец, он стал странствовать, а одежду шил из найденных кусочков, оставшихся после кремации, или из выцветших на солнце, после выброшенных,
кусков материи. Кстати, одна из легенд гласит, что оранжевый цвет символизирует выцветшую на солнце одежду БУДДЫ.

Существуют определённые традиции относительно ношения и хранения монашеской одежды у буддистов.
Так, например:
— монах не должен быть «разлучён» хотя бы с одной из своих одежд больше чем на одну ночь;
— шить, чинить, красить свою одежду должен сам монах, без чьей -либо .
— а вот с изношенной одеждой в разных традициях поступают по-разному; так в традиции Тхеравада её сжигают, а Традиции Махаяна её, напротив, хранят, предварительно отстирав, конечно.

Одежда монахов может многое рассказать о своём хозяине. Но, несмотря на отличия в традициях и школах, основные критерии по которым шьют одежду вот уже 2500 неизменны: одежда состоят из трёх составляющих: нижней, верхней и внешней частей.
Одежда буддистких монахов называется КАШАЯ, а в Китае — МАНЬИ.

Повседневная одежда также существенно может отличаться от церемониальной.
КАШАЯ шьют из тёмно-красного, бордового (в Тибете) материала, а вот цвета жёлтого и оранжевого используются в одеждах у тхеравадинов и махаянистов. В переводе с китайского кашая означает «приглушённый цвет», поэтому вы никогда не встретите монахов в ярко-синем, или ярко-красном — блёкло-жёлтый, тёмно-пурпурный, похожий на чёрный, а не чёрный — словом, НЕЯРКИЕ, неброские цвета должны быть в одеяниях монахов.
СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ в одеяниях
— оранжевый цвет — символ перемен, его ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА помогает в духа человеческого — уверены буддийские монахи
белый цвет в Индии считается не только цветом траура, но цветом очищения. Неслучайно
индийские монахи в большинстве своём ходят в белом, что символизирует чистоту духа и сознания. Нередко в фильмах можно услышать выражение «люди в белых одеждах» — так вот, это всего лишь про индийских монахов..

— коричневый цвет поведает вам о полном смирении и готовности сохранять все традиции и предписания. Часто маньи коричневого цвета носят поверх чёрной одежды
— красновато-бурый или оранжево-жёлтые цвета говорят о святой приверженности Будде, который стал носить таких цветов облачения после своего просветления.

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи ). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная .

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается , и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др. Например,

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь,
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Стоящий Будда
(Гандхара, I-II в. н. э.,
Токийский национальный музей).

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
- черный, белый в Японии;
- черный, серый и темно-коричневый в Китае,
- серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:
- нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
- монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
- если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
- изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
- в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
- Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
- Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
- Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав
- Нижнее белье (саронг и безрукавка);
- Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
- Шемдап – верхний саронг;
- Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)
- Шата – нижний халат белого цвета;
- Коломо - верхний черный халат с поясом;
- Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?

Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.

Название одежды

Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.

Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.

Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая» в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.

Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:

  • нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
  • верхняя – уттарасанга;
  • внешняя (накидка) – самгхати.

Почему цвета разные

Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.

Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.

Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.


Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Махаяна и ваджраяна

Буддийская философия толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.

Выбор – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.


В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.

Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.

Дзен

А точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.


В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Заключение

Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!

 

 

Это интересно: