→ Осторожно, за штурвалом дети! Рассказ о Детской железной дороге. Детская железная дорога (Казань): описание и фото Рассказать о детской железной дороге

Осторожно, за штурвалом дети! Рассказ о Детской железной дороге. Детская железная дорога (Казань): описание и фото Рассказать о детской железной дороге

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

лицей №11 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ:

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

Выполнил:

ученик 4 «Г» класса

Колиух Кирилл

2014 – 2015 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. Введение

1.1. Какую профессию я выберу?………………………………..…. 2

1.2. Актуальность исследования……………………….……………..3

1.3. Цель и задачи…..……………………………………………….......3

2. Основная часть

2.1.

………………………………………………………………………………… 4

2. 2.Новейшая история РДЖ……………………………………..……8

2. 3. Детские железные дороги……………………………………….11

2. 4. В мире фактов.…………………………………………………....12

3. Исследовательская часть……………………………………………14

4. Заключение…………………………………………………………....16

5. Список использованной литературы…………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Какую профессию я выберу?

На свете существует большое количество профессий: повар, шофер, космонавт, учитель, менеджер и многие другие. Каждая профессия хороша по-своему. Выбирая свой путь, нужно руководствоваться, прежде всего, своими стремлениями, тем, к чему тебя тянет, чем бы ты хотел заниматься и приносить пользу себе и обществу. Я, например, с раннего детства мечтал стать машинистом, как мой папа.

Мой папа водит поезда.

Папа очень ждет, когда

На железную дорогу

Сын придет к нему в подмогу.

Я мечтаю водить поезда. Мне кажется, что если однажды ощутишь власть над могучей техникой, ведущей за собой огромную вереницу вагонов с грузом или пассажирами, то уже не сможешь больше расстаться с ней. Такое впечатление, что сидишь и смотришь вперед, а поезд сам бежит по рельсам. Но это не так. В кабине машиниста стоит серьезное оборудование, и им не так легко научиться управлять. Мимо пролетают огоньки, такое впечатление, что состав летит. У машиниста очень ответственная работа, за его плечами люди и грузы.

Если мне удастся воплотить мечту в жизнь, то я стану железнодорожником в третьем поколении, как мой отец и мой дед.

1.2. Актуальность исследования.

Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды.

Нужны ли были железные дороги в России? А если нужны, то какую дорогу лучше строить? Не станут ли железные дороги причиной ухудшения жизни людей? Какие перспективы развития есть у РЖД? Эти вопросы не утрачивают своей актуальности на протяжении многих десятков лет.

В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта, это кровеносные сосуды страны, которые соединяют её бескрайние просторы, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра.

Данное исследование поможет мне найти ответы на интересующие меня вопросы, которые во многом определят мое будущее.

1.3. Цель и задачи

Цель исследования : проследить особенности развития железных дорог в прошлом и настоящем.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с историей строительства первой железной дороги в России ;

Узнать о перспективах развития Российских железных дорог ;

Раскрыть понятие «детские железные дороги»;

Провести анкетирование обучающихся с целью выявления знаний о роли железных дорог в современном мире .

2. Основная часть

2.1. История строительства первой железной дороги в России

75 лет назад, 11 ноября (30 октября по ст.ст.) 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное от СанктПетербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу многомного карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург Царское Село".

Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом СанктПетербурга, Царским Селом и Павловском.

Строительством дороги , профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Указ императора Николая I Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от СанктПетербурга до Царского Села с продолжением до Павловска" был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).

1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.

3 ноября 1836 года . Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся "берлинами": это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. "Дилижансами" называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками ("линейками"): повозки с крышами назывались "шарабаны", без крыши "вагоны". Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка - 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением.

В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам - паровая. Полный , а в мае движение поездов было открыто на участке СанктПетербург - Павловск.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого 80 и 40 копеек.

В 1837 году для первой в России железной дороги между СанктПетербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России - Витебский. В 18491852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века.

в стиле "модерн" (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

Витебский вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.

Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в 5 миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов). В 1838 году дорога , позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств.

В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав МосковскоВиндавоРыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза.

В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из СанктПетербурга в Царское Село.

2. 2.Новейшая история РДЖ


Железные дороги занимают огромное место в жизни России. Появившись в 1837 году, с первой линии Царское Село – Санкт-Пет ербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта.

В настоящее время Российские железные дороги, управляемые ОАО «РЖД», делятся на 17 дорог-филиалов, общей протяженностью 86,151 тысяч км. По общей протяженности железных дорог Россия уступает многим странам мира. На нас приходится около 12% мировых железных дорог. Однако перевозки у нас интенсивнее, чем где бы то ни было. ОАО «РЖД» выполняет 50% объема мировых грузоперевозок по железной дороге.

В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным.

В 1842 году в рамках Главного управления путей был создан Департамент железных дорог, который положил начало одной из крупнейших в мире железнодорожных организаций.

В 2004 году Министерство путей сообщения было упразднено, его функции были переданы Министерству транспорта и нескольким федеральным агентствам. Железными дорогами стало управлять открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Все будущее развитие экономики и общества в России будет так или иначе связано с развитием железных дорог.

Развитие железных дорог России

Вопреки распространенному мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: , в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

ОАО «РЖД» занимает исключительно важное положение в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок и 40% пассажирских перевозок. Кроме этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней.

Стратегия разбита на два этапа:

2008-2015 годы – инновационный этап: ускоренная модернизация подвижного состава, увеличение скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км.

Инновации, помимо всего прочего, предусматривают внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и более.

2016-2030 годы – динамичное расширение сети железных дорог: строительство 22,3 тысяч км железных дорог.

Достоинства и недостатки железнодорожного плана

ОАО «РЖД» выдвинуло крупную программу строительства железных дорог, вполне сопоставимую с самыми крупными стройками за всю историю железных дорог в России. Если ОАО «РЖД» сумеет создать даже первоначальную железнодорожную сеть в Якутии, в Магаданской области и на Чукотке, это будет крупнейший прорыв в развитии экономики в этой части России.

Новшество, которого раньше не было, - это строительство скоростных магистралей для организации пассажирских перевозок.

Но, вместе с тем, очевидно, что план имеет весьма существенные недостатки. В первую очередь, очевидно, что до 2030 года качественного изменения в техническом уровне перевозок не произойдет. План рассчитан на использование имеющегося технического потенциала железнодорожной техники. Особенное удивление вызывает стремление в очень короткий срок, всего за 7-8 лет совершить модернизацию подвижного состава и локомотивов. Этого времени слишком мало, чтобы заменить все 890 тысяч грузовых и 26 тысяч пассажирских вагонов, 22 тысячи локомотивов.

Нисколько не отрицая ни истории, ни выдающихся достижений, ни огромного опыта российских железных дорог, все же нужно сказать, что пора делать новые шаги вперед в развитии железнодорожных технологий.

Сибирский «Синкансэн»

1 октября 1964 года от Токийского вокзала отошел новый скоростной поезд «Синкансен» (буквальный перевод «Новая магистраль»). На пути в Осаку поезд развил скорость в 140 км/ч, и прибыл в конечный пункт через четыре часа после отправления, преодолев за это время 552,6 километров. С тех пор поезда «Синкансен» стали своего рода визитной карточкой Японии.

В нынешней России, с ее беспредельными расстояниями, проблема пассажирского сообщения стоит гораздо острее, чем в Японии и вообще, где бы то ни было. Между крупными городами большие расстояния, а пассажирские поезда идут со средней скоростью в 50 км/час. ОАО «РЖД» понимает эту проблему медленных поездок, и потому записало в свой план задачу повышения средней скорости пассажирского движения на 15 км/час и развития скоростного движения.

Развитие железных дорог в руках будущего поколения.

2. 3. Детские железные дороги

Детские железные дороги (ДЖД) - , в которых дети 8 - 15 лет изучают специальности. Основной частью ДЖД является железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников (обычно в летний период). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования.

Как правило, ДЖД представляет собой изолированный от общей сети железных дорог участок протяжённостью от 1 до 11 км, нередко кольцевой. Особого транспортного значения детские железные дороги обычно не имеют. Чаще всего ДЖД прокладываются в городских парках и зонах отдыха.

Во время эксплуатационного сезона, чаще всего , дети под руководством опытных инструкторов на практике закрепляют полученные за год знания, самостоятельно выполняют все основные работы по эксплуатации . Выпускники ДЖД нередко имеют льготы при поступлении в железнодорожные средние специальные и высшие учебные заведения.

Помимо профессиональной ориентации и профессионального обучения юных железнодорожников ДЖД участвует в развитии личности ребёнка, для чего при ДЖД создаются различные кружки ( , , , , и т. д.), а также секции.

2. 4. В мире фактов

В какой стране есть рынок, прямо посередине которого проходит железная дорога?

Прямо посередине рынка Меклонг в Таиланде проходит железнодорожный путь, по которому каждый день ходит поезд. Предупреждённые сиреной продавцы умеют очень быстро сворачивать навесы и убирать товар, а потом так же быстро возвращают всё обратно, и торговля продолжается. Многие овощи и фрукты остаются лежать на земле прямо около рельсов, так как состав их не задевает. Когда дорогу прокладывали в 1905 году, хотели переместить рынок в сторону, однако его работники предпочли остаться и приспособиться.

Где и когда сигнальщиком железной дороги работал павиан, не сделавший ни одной ошибки?

В конце 19 века на железнодорожных путях порта Кейптауна работал сигнальщиком Джеймс Уайд, лишившийся в результате несчастного случая обеих ног. Через какое-то время он купил на рынке павиана Джека, которого обучил возить его на тележке между хижиной и сигнальной будкой, а также помогать ему переключать сигналы с помощью рычагов. Однажды руководству железной дороги поступила жалоба, и Уайда чуть не уволили, но тот попросил проверить способности павиана, который отлично справился со всеми тестами и был зачислен в штат. Джек работал сигнальщиком до самой смерти, и, как утверждается, не допустил ни единой ошибки.

Где ходят поезда с наклоняющимися при повороте вагонами?

В 1973 году на железной дороге в Японии были впервые использованы поезда с наклоняющимися при повороте вагонами, позволяющими проходить повороты на большей скорости. Первоначальная технология была несовершенной и вызывала морскую болезнь у пассажиров, потому не была широко внедрена. Современные системы, основанные на цифровой обработке сигналов и позволяющие активно управлять наклоном каждого вагона, устранили эту проблему, и сейчас такие поезда используются в полутора десятках стран от Австралии до Норвегии.

Когда и где ездил трамвай по рельсам, проложенным на дне моря?

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs - помесь трамвая и парома. Прокладка железной дороги по суше на этом маршруте требовала множества инженерных конструкций, и инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря - общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров и имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а перенос пути сочли слишком затратным.

Какую аварию устроили американцы в 1896 году для развлечения публики?

В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу - преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

С целью выявления представлений о железной дороге в 4 «Г» классе была проведена викторина:

1) Что такое железная дорога? (рельсы и шпалы) 2) Бывает пассажирский, грузовой …? (поезд) 3) Как называется главный вагон поезда? (локомотив, тепловоз) 4) Кто главный в локомотивной бригаде? (машинист) 5) Кто работает вместе с машинистом в кабине локомотива? (помощник машиниста) 6) Куда приезжают поезда? (на вокзал) 7) Как называются люди, едущие в поезде? (пассажиры) 8) Куда едут пассажиры? (в разные города) 9) Что берут с собою пассажиры в дорогу? (сумки, чемоданы) 10) А как одним словом называются сумки, чемоданы? (багаж) 11) Куда смотрят пассажиры во время поездки, чтобы увидеть, где они проезжают? (окно) 12) Без него не сядешь в поезд, без него и места нет, проводник вам не поможет, вам не сможет дать …? (билет) 13) Где можно купить билет на поезд? (в кассе ж/д вокзала) 14) Кто продает билеты на поезд? (кассир) 15)Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница) 16)Что проводник делает в вагоне? (ответы детей) 17) Как называется отдельная комната в пассажирском вагоне? (купе) 18)Кто ремонтирует рельсы? (монтер пути) 19)Кто подает машинисту сигнал на путях? (светофор) 20)Где пассажир может на вокзале оставить сумки? (в камере хранения) 21)Пропускает поезда, знает все – кому куда. Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит? (дежурный по станции) 22)Как называется самый быстрый поезд в России? (Ласточка, Сапсан) 23)Чем отличается скорый поезд от пассажирского поезда? (повышенной скоростью) 24)Для чего нужен стоп – кран? (срочно остановить поезд) 25)Где ремонтируют тепловозы, вагоны? (локомотивное депо) 26)Как называется заграждение на переезде, которое перекрывает дорогу перед машинами, когда едет поезд? (шлагбаум) 27)Какие грузы перевозят по железной дороге? (ответы детей)

В викторине приняли участие 30 человек.

В ходе работы были получены результаты:

Проанализировав данные результаты можно сделать выводы, что мои ровесники имеют скудные представления по теории и практике железных дорог.

Своей работой я хотел донести информацию о значении ЖД в современном мире. В конечном итоге, мне удалось достичь желаемого результата. Одноклассники узнали новые интересные факты и заинтересовались данной темой.

Заключение

В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта. Они соединяют бескрайние просторы нашей родины, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра.

Железные дороги - это один из самых могучих и совершенных видов транспорта. Они являются главнейшими источниками внутренней силы, производительности и богатства каждой страны. Они двигают прогресс, распространяют культуру, являются орудием социального устройства человечества. От степени развития железнодорожной сети зависит благоустроенная жизнь государств.

Недаром знаменитый английский писатель Р. Киплинг - сказал: "Транспорт - это цивилизация".

Я укрепился в желании продолжить дело своего отца-железнодорожника и уже выбрал себе дорогу для профессионального становления.

Список использованной литературы

1. «Российская газета» - от 15 сентября 2005 года. Статья-«Зубцовские показали зубы».

2.Н.Н.Маслов, Ю.И.Коробов-«Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте». Москва «Транспорт» 1993год.

3.В.С.Крутикова «О железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве»-Москва «Транспорт»1993год.

6. Г.Черненко « От паровоза до магнитоплана»- издательство «Балтийская книжная компания» 2007 год.

7.Энциклопедия для детей « Всё обо всем» ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2006 год.

В Татарстане есть удивительная детская железная дорога. Казань, в которой она находится, открыла ее с целью подготовки квалифицированных кадров. Существует с августа 2007 г. Она находится на территории лесопарковой зоны «Лебяжье».

История открытия дороги

Предложение о строительстве детской железной дороги в Казани поступило от компании «РЖД» в начале 2004 г. Проект планировалось приурочить к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана. До 2005 г. выбиралось место. Вариантов было два: в парке имени Горького или у озера Лебяжье.

В марте 2005 г. началась подготовка проектной документации. Крайний срок сдачи объекта в эксплуатацию был назначен на 2006 г. Затем дата изменилась на 2007 г. Было запланировано изготовление пяти пассажирских составов и трех тепловозов, из которых один предполагалось сделать аккумуляторным электровозом.

Осенью 2006 г. начались подготовительные работы для укладки ж/д путей. Планировалась детская железная дорога (Казань) в Юдино и потом в его карьере. Но местные жители воспротивились такому маршруту, поэтому сроки окончательной сдачи объекта в эксплуатацию несколько затянулись.

В результате детская железная дорога Казани (адрес: улица Алтынова, д. 4 «А») была открыта только 30 августа 2007 г. Мероприятие прошло в торжественной обстановке. На открытии присутствовали президент Татарстана, министр транспорта РФ и другие официальные лица.

Цели и задачи открытия детской железной дороги

Детская железная дорога (Казань) построена для допрофессиональной подготовки будущих квалифицированных работников. Цель создания объекта - создание необходимых условий для подростков для самоопределения. Благодаря приобщению к ж/д делу у учащихся развиваются коммуникативные, творческие и организаторские способности. Этому способствует совместная деятельность подростков.

В результате у них появляется интерес к будущей профессии. Учащиеся получают не только теоретические знания по многим специальностям, но и их закрепление на практике. Одновременно происходит воспитание в подростках коллективизма, аккуратности, ответственности и добросовестности.

Описание дороги

Для ДЖД было уложено четыре километра путей и построено по две конечных (Молодежная (или Яшьлек) и Изумрудная) и промежуточных (Спортивная и Березовая роща) станций. На главной (одной из замыкающих) располагался двухэтажный вокзал с трехстойловым депо и учебным корпусом. Размеры объекта позволяли хранение всего подвижного состава. В цехе был установлен 4-точечный подъемник и кран-балка.

В трехэтажном здании было оборудовано общежитие для учащихся на железнодорожников, которые приезжали летом из других городов на практику. На станции был открыт буфет и столовая для рабочих. У привокзальной площади оборудована большая автомобильная стоянка.

Детская железная дорога (Казань) имеет конечные станции, одна из которых названа Изумрудная. На ней построено только одноэтажное здание, в котором находится кассовый зал. На промежуточных остановках поезда капитальных построек не предусмотрено. Установлены только голубые пластиковые навесы. Все постройки ДЖД имеют затейливую архитектуру с голубыми и зеркальными стеклами и керамической облицовкой стен.

Маршрут следования начинается от поселка Залесного и заканчивается пляжем Юдинский карьер. Путь следования поезда пролегает в живописной сосновой зеленой зоне. Узкоколейка оборудована стрелочными переводами, современным оборудованием и двумя переездами. Во время следования поезда используются светофоры, приборы безопасности, связи и сигнализация. Также есть системы автоблокировки и централизации.

Вокзал на ст. Молодежной рассчитан на 25 человек. В здании стоит билетная касса, небольшое кафе и пост электроцентрализации. Из него происходит управление железной дорогой. Поезд называется «Радуга». Он движется со скоростью 20 километров в час. Общая вместимость пассажирских вагонов - 157 человек.

Обучение

Детская железная дорога (Казань) имеет административно-учебное здание. Оно оборудовано классами для изучения ж/д специальностей:

  • локомотивщиков;
  • вагонников;
  • движенцев;
  • путейцев.

А также в учебном здании готовят специалисов хозяйств:

  • пассажирского;
  • сигнализации;
  • блокировки и централизации;
  • связи.

В учебном здании для учащихся и преподавателей оборудована столовая на 36 мест и спортивный зал. В общежитии - двухместные комнаты, в которых есть все необходимые удобства для проживания учащихся, приезжающих на обучение и практику из других городов.

Учебный год - с октября по март. Теория преподается только один раз в неделю. В июне начинается практика. Обучение бесплатное и длится три года. Для иногородних учащихся есть спецусловия. Набор учебных групп проводится из школьников 4-7 классов средних школ и гимназий Казани и других городов Татарстана. После обучения выпускники получают свидетельства об окончании трехлетнего профильного курса.

Казань, детская железная дорога: как добраться до нее?

Доехать до ДЖД можно на автобусах №№ 46 и 72 до ост. Железнодорожный техникум. Либо на номерах 36, 158 и 401 до ост. Бэхетле (иначе - Залесный).

Что такое ДЖД?

Очень многие, услышав слова «Детская Железная Дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу (скорее всего - немецкую, фирмы PIKO) с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать. Приятные воспоминания…

Так вот, на самом деле Детская Железная Дорога это совсем другое - это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9-15 лет. Все лето под руководством взрослых инструкторов они сами водят поезда, работают диспетчерами, дежурными по станции, проводниками и кондукторами.

Вы уже вспомнили школьный урок истории про эксплуатацию детского труда? Напрасно! Здесь эксплуатации не больше, чем в авиамодельном кружке. А, может быть, это опасно? Тоже нет - в течение всего учебного года юные железнодорожники продолжают посещать теоретические занятия на ДЖД и к началу летнего сезона приобретают достаточно высокую квалификацию.

Для Детских Железных Дорог специально прокладывают путь длиной несколько километров, без выхода на общую железнодорожную сеть страны. Как правило, эти дороги не имеют особого транспортного значения и используются как аттракционы и для перевозки пассажиров в городских парках, зонах отдыха. Тем не менее, ДЖД - серьезная школа, и от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.

Ветераны и молодежь Челябинской детской железной дороги

Желающих прокатиться немало!

Челябинская детская железная дорога.

Челябинская детская железная дорога.


Красноярская детская железная дорога.

Открытие нового сезона на Красноярской детской железной дороге.

Пассажиры Красноярской детской железной дороги.

Лискинская детская железная дорога

Электропоезд "Стрела". Лискинская детская железная дорога.

Забайкальская малая железная дорога.

Свободненская Малая железная дорога, Амурская область

Здание детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

На детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Детская железная дорога, г. Уфа

Юные железнодорожники, г. Уфа

Детская железная дорога, г. Уфа

На Пензенской детской железной дороге

Детская железная дорога, г.Пенза

Пензенская детская железная дорога

Малая Октябрьская железная дорога

Станция Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Тепловоз ТУ2 на станции Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Пассажиры поезда Малой Октябрьской железной дороги

Юный машинист в кабине электропоезда, Ярославская детская железная дорога

Проводница Хабаровской детской железной дороги

Хабаровская детская железная дорога. Отправление поезда

Хабаровская детская железная дорога.

Паровоз-памятник на территории Хабаровской детской железной дороги

Машинист Малой Московской железной дороги

Северо-Кавказская детская железная дорога, г. Ростов-на-Дону

Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка", Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка" на пл. Пионерская, Новомосковская детская железная дорога

Информация о детских железных дорогах России

Железнодорожная отрасль России функционирует 170 лет, и всегда она выполняет серьезные социальные и экономические задачи на благо нашего государства. Развитая инфраструктура ОАО «Российские железные дороги» обслуживается многотысячным коллективом, который постоянно обновляется. Одним из подготовительных образовательных учреждений является структура детских железных дорог, которые предоставляют начальное профессиональное железнодорожное образование.

Детская железная дорога - учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (шириной 750 мм) протяженностью обычно 1,5-5 км, предоставляют подвижной состав (1-2 тепловоза и 4-5 пассажирских вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.

Юными железнодорожниками изучаются (в основном в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правил технической эксплуатации, необходимых для выполнения должностных обязанностей определенных профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролера, монтера пути, дежурных по переезду и перрону и др.

Современная детская железная дорога - уникальное учреждение, соединившее в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей. Это комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных сооружений и помещений, предназначенных для обучения школьников железнодорожным специальностям и пропаганды этих специальностей среди молодежи. Детские железные дороги сегодня оснащаются современными системами управления движения поездов, переходят на новые типы рельсов, внедряют диагностическую технику. Малые дороги воспитывают в юных железнодорожниках выдержку, ответственность и дисциплинированность.

Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). Красноярская Детская железная дорога - первая, построенная 1 августа 1936 года, в РСФСР детская железная дорога и старейшая из ныне существующих на территории России. Уникальность этой дороги не только в возрасте - на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав. И это единственная дорога, где на обеих конечных станциях сооружены поворотные круги для разворота локомотивов и веерное депо на станции Первомайская. Ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

Следующие две волны строительства детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье. В последние годы вновь наметился положительный сдвиг - строятся новые дороги и модернизируются существующие. В июне 2005 года введена в эксплуатацию Новосибирская железная дорога протяженности 2,63 км, с двумя станциями и одним разъездом. Эксплуатируется 6 пассажирских вагонов и 2 тепловоза серии ТУ-7А. В настоящее время в России функционируют 22 детские железные дороги, а именно в городах: Красноярск, Кратово, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Свободный, Ростов-на-Дону, Ярославль, Волгоград, Санкт - Петербург, Челябинск, Уфа, Оренбург, Южно-Сахалинск, Новомосковск, Хабаровск, Екатеринбург, Пенза, Тюмень, Чита, Владикавказ, Курган.

1. На станции перепутались части поездов- пассажирского и товарного. Вырежи картинки из Приложения и собери поезда. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей детали. Расскажи, какие грузы везёт товарный поезд.

Товарный поезд везёт автомобили, песок, лес, химические вещества, различные товары.

2. Знаете ли вы, что такое детская железная дорога? Это замечательное место! Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой. Если возможности нет, узнайте о ней с помощью Интернета или других источников информации. Приготовьтесь рассказать на уроке о том, что увидели и узнали.

Детские железные дороги

Детские железные дороги - это специальные учебные кружки, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на детских железных дорогах, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.
Иногда детскими железными дорогами называют расположенные в парках культуры и отдыха аттракционы, представляющие собой поезд, катающий детей по кругу. Однако такие аттракционы не являются детскими железными дорогами. Во-первых, они обслуживаются взрослыми, во-вторых, настоящие детские железные дороги являются организациями, обучающими детей основам железнодорожных профессий, что к аттракционам не относится.
Первая детская железная дорога была построена в Москве в 1932 году. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Сейчас в России работает 25 детских железных дорог в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Иногда игрушка становится "голубой мечтой" всей жизни, не всегда доступной, но навсегда любимой. В СССР такой мечтой для многих стала игрушечная железная дорога.

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!

 

 

Это интересно: