→ Как научить ребенка писать прописные буквы? Как научить ребенка писать буквы правильно Правильно научить ребенка писать буквы.

Как научить ребенка писать прописные буквы? Как научить ребенка писать буквы правильно Правильно научить ребенка писать буквы.

Как подготовить руку ребенка к письму - этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.

Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.

Начинать писать надо не раньше 7 лет

Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.

Письмо - это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.

Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики

Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики . Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.

Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.

Сначала карандаш, потом ручка

Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв - это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.

Заниматься нужно не больше 5 минут за раз

Одну строчку написали, потом отдохнули - первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3) .

Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.

Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.

Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги

Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.

Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.

Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.

Начинайте сразу с прописных букв

Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие - как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.

Рисуйте образ буквы в воздухе

Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.

Выделяйте красивые буквы

Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.

Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.

Не используйте насадки на ручки

В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.

Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.

Школа — это место, где ребенка научат писать и читать, решать задачи и многое другое. Многие родители считают, что школа всему научит, в том числе и красиво писать. Но это не совсем так, да конечно же, учителя будут стараться учить ребенка чистописанию, но основы должны быть заложены еще в раннем возрасте.

В этой статье мы попытаемся разобраться с тем, как научить ребёнка писать красиво и грамотно в 1 классе. Как мы уже отметили выше, не стоит дожидаться 1 класса, и ожидать, что в школе его научат красиво выводить буквы. Когда я учился, про нескольких моих одноклассников учителя говорили, что пишут «как курица лапой». Почему это происходит, и означает ли это «лень» и нежелание учиться?

Как научить ребенка красиво писать в 1 классе

Не стоит забывать, что с ребенком необходимо начитать заниматься с рождения. Мы сейчас говорим не о чтении и правописании, а обычных играх которые развивают мелкую моторику рук у детей. Но если этот возраст пропущен, то и ребенку постарше (например ученику первого класса тоже будут полезны такие занятия).

  1. Лепка из пластилина. В детском саду, проводят занятия при которых детям нужно слепить какую-либо фигуру из пластилина. Порой времени, которое отведено для этого занятия не всегда достаточно, поэтому рекомендуем приобрести пластилин, и дома совместно с ребенком попробовать лепить разные фигурки, а чтобы ребенку было еще интереснее, придумайте главный приз за лучшую фигурку.
  2. Рисование — пусть на каждый раз это будут разные инструменты (карандаши, фломастеры, краски, мелки, угольки). Также следует чередовать расположение рабочей поверхности (горизонтальное и вертикальное). Следует приобрести небольшую доску, на которой и будет тренироваться в рисовании ребенок.
  3. Шнуровка — уметь зашнуровывать не только очень важно, но также это полезный способ для развития мелкой моторики
  4. Перебрать рисовую крупу — подойдет для детей постарше, так как крупа достаточно мелкая, потребуется большей сосредоточенности и внимательности.
  5. Раскрашивание, также как и рисование, необходимо включить в расписание занятий для малыша.
  6. Вырезание фигур из бумаги, зимой можно увлечь ребенка вырезанию снежинок и созданию бумажной елочки.
  7. Пазлы, мозаики — для детей до 3-лет, стоит выбрать пазлы крупного размера, для тех кто постарше — пазлы помельче.

Внимание! Если вы только находитесь на пути к поступлению в школу, то наша статья о том, вам безусловно пригодится.

Но не стоит забывать, что все эти упражнения стоит проводить под чутким контролем взрослых. Если же ребенку стало скучно, и он не хочет больше (заниматься вырезанием, рисованием или шнуровкой), ни в коем случае не стоит его заставлять. Как почувствовали, что ребенок начинает капризничать, смените занятия. Организуйте все уроки в виде игры, для того чтобы малышу было интересно и не скучно.

Все эти занятия подходят для детей не только дошкольного возраста, но и для первоклассников. В 1 классе, будет уделено определенное количество времени «прописям», специальным тетрадям, в которых школьникам нужно будет заполнить пустые строки. Вам следует исполнением этого задания 1-х дней занятий, ведь проще научить сразу, чем потом исправлять!

Помню в 1-м классе, а вернее к концу учебного года, у меня ухудшился почерк, связано было с тем, что я научился быстро писать, и начал считать, что скорость — самое главное. Но классный преподаватель — задал мне в качестве домашней работы, прописать 3 или 4 буквы, выводя каждую по целой странице! Я до сих пор помню, как потратил практически целый вечер на это, но это дало свои результаты, мой почерк стал прежним, при этом скорость не изменилась.

Аккуратность и усердие хоть и являются основными показателями качества письма, но не являются исчерпывающими. Также важно знать, как правильно сидеть за партой при письме, как правильно держать ручку и тетрадь.

Для тех родителей, чьи малыши еще посещают садик, будет интересно узнать, чтобы этот подарок был не только приятным, но и пригодился в начальных классах.

Как правильно сидеть за партой

  • Во время письма сидеть прямо, не сгибая спину
  • Спина должна опираться на спинку стула
  • Ноги держать ровно
  • Плечи и шея должны быть также ровными, голова не должна быть наклонена
  • Локти не должны упираться о стол, при этом обе руки должны быть на столе.
  • Левой рукой придерживать тетрадь в наклонном положении (для правшей)

Также стоит научить ребенка правильно удерживать ручку. Ведь при не верном расположении, мышцы руки быстро устают, что приводит к переутомлению и «корявому» выводу букв и в следствие чего, ухудшается почерк у ребенка.

Таким образом, для того чтобы научить ребёнка писать красиво в 1 классе, потребуется:

  1. В тетрадях с прописью выполнять самые простые задания. Например, соединить несколько точек одной линией, нарисовать треугольник и т.д.
  2. Обводка букв по пунктирным линиям
  3. Обводка слов
  4. Регулярное переписывание нескольких предложений из книги в тетрадь с косой линейкой.

Постарайтесь уделять больше времени этим занятиям каждый день и результат не заставит себя ждать. Но не заставляйте, если малыш устал, то он не сможет аккуратно выводить буквы. Если же вы давно не первоклассник, но хотите красивый почерк, то выполняя 3 и 4 пункты вы сможете научиться красиво писать ручкой в домашних условиях.

Как научить ребенка писать грамотно

Не стоит забывать и о грамотности. Чаще всего ошибки возникают в результате невнимательности, не сосредоточенности школьника.

  • Читайте вместе с ребенком, также пусть малыш читает вам отрывки из книг. Дети которые много читают, обладают более развитой зрительной памятью и способны писать без ошибок даже не зная правил.
  • Переписывание отрывков из книг. Проводите эти занятия ежедневно.
  • Устраивайте словарные диктанты.
  • Увеличивайте словарный запас ребенка (заучивание стихотворений, пересказ произведения)

Все эти правила не только увеличат словарный запас ребенка, расширят кругозор, но также положительно скажутся на грамотности и почерке.

Таким образом научить ребёнка красиво и грамотно писать в 1 классе, даже в домашних условиях вполне реально и по силам любому родителю. Главное терпение и понимание того, что красивый и грамотный почерк — это также результат ваших усилий.

«Буквы разные писать т онким перышком в тетрадь
Учат в школе, у чат в школе, у чат в школе…»

Глядя в тетради своего ребенка школьника, каждая вторая мама задается вопросом «Как научить ребенка писать красиво?» И что мы вообще подразумеваем под красивым почерком, нужен ли он вообще? Нужно ли учить писать дошкольника, чтобы в школе у него сформировался красивый почерк?

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Тенденция такова: пишут от руки сегодня все реже. Рефераты и доклады, набранные на компьютере в школе, конспекты на печатной основе в институте, SMS-ки вместо писем в конвертах, электронные открытки вместо традиционных поздравлений на бумаге…Но! Уроки письма еще никто не отменял! Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Постараемся разобраться, как помочь школьникам и научить детей писать красиво, грамотно и аккуратно.

Почему ребенок испытывает сложности при обучении письму

Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем научить его читать. Это факт! Для начала, давайте разберемся, что вызывает наибольшие затруднения при обучении письму:

  • Новые требования.

Ребенку долгое время приходится сохранять одну и ту же позу (сидеть за партой, нельзя встать, повернуться), смотреть в одном направлении и при этом постоянно напрягать мозг. Ему непривычна та деятельность, которую он осваивает (письмо), он должен постоянно контролировать свои действия, которые еще не доведены до автоматизма.

Нужно ли учить ребенка писать до школы

Большинство психологов отмечают пользу раннего развития ребенка, но с одной существенной оговоркой. «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А все, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Вопрос об обучении ребенка письму дома до школы щекотливый. Во-первых, далеко не каждый родитель может похвастаться собственным красивым почерком и знаниями каллиграфии. Поэтому, показать достойный пример, как нужно писать правильно и красиво, скорее всего не сможет. Во-вторых, замечено, что у детей, обучившихся в раннем возрасте письму, быстро портится почерк. Это происходит потому, что рука еще не окрепла.

Научить ребенка писать легко, сделать это можно и в четыре, и в пять лет. НО! Чтобы почерк был красивым, нужно долго и упорно отрабатывать навык, а для малышей это непосильная задача чисто в физическом плане. Как правило, выучив, как писать буквы, ребенок начинает пользоваться этим умением по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс родители уже не смогут. Получится, что малыш начнет писать что попало и как попало, как ему будет удобнее и на что у него хватит сил. Почерк начнет портиться и в таком виде закрепится как навык.

Дорогие родители, не торопитесь учить ребенка писать до школы! Пусть это сделают педагоги. Поверьте, еще никто не закончил школу, не умея писать. Всему свое время!

1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.

2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.

Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.

3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.

Какие задания предложить детям, чтобы научить их писать красиво, грамотно и разборчиво?

Хорошо помогают развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию следующие занятия:

  • раскрашивание рисунков с мелкими деталями;
  • обводка по точкам, штриховка, дорисовывание симметричных и недостающих элементов;
  • лепка из пластилина, глины, мастики, соленого теста;
  • плетение из бисера, нанизывание бусин на шнур;
  • вышивка;
  • работа с мелкими деталями конструктора (например, «Лего»);
  • собирание конструкций из спичек, мозаик, пазлов;
  • макраме;
  • вырезание ножницами;
  • отрывная аппликация;
  • оригами и др. виды конструирования и моделирования.

Этот список можно продолжить. Подойдет любое увлечение, где требуется выполнять точные движения пальцами. Важно, чтобы занятие доставляло радость ребенку – это гарантия того, что оно будет выполняться качественно, с желанием и продолжительное время.

Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход

  • Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
  • Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
  • Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
  • Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
  • Используйте игры.

Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива. Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.

Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется. Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.

Уважаемые читатели! Есть ли у вашего ребенка проблемы с почерком? Как вы учите ребенка писать красиво? Важен ли почерк вообще или не стоит обращать на его «красивость» особого внимания? Ждем ваших рассуждений в комментариях.

Наш эксперт — Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО) .

Миличь Майя, АиФ.ru: С какого возраста лучше начинать обучение письму?

Марьяна Безруких : Учить детей до школы курсивному письму не стоит. Это очень сложный процесс, в котором важно всё — и правильная посадка, и правильное положение ручки, и способ объяснения, и последовательность изучения букв, и многое другое. Но подготовка к письму, обучение письму печатными буквами может быть одним из направлений работы с дошкольниками 5,5-6,5 лет.

Комплексная подготовка к обучению письму должна заключаться в развитии моторики, внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти и других функций. Это может быть, например, развитие ребёнка уже с 4-5 лет.

Обычно к 5-6 годам дети готовы научиться писать печатные буквы. Поэтому в этом возрасте можно уже объяснить им, как правильно пишутся буквы, показывать и разъяснять принцип написания печатных букв.

Организация занятий

— Как лучше представить процесс обучения для ребёнка? Как игру или, наоборот, как серьёзный процесс?

— Все задания и занятия по подготовке к письму с дошкольниками проводятся только в игровой форме. А вот обучение письму в школе требует большой сосредоточенности, поэтому при обучении в школе — это не игровые занятия.

Вообще, обучение письму — это очень сложный и трудный процесс. У детей часто возникают трудности, связанные не только с недостаточной сформированностью моторики, внимания, зрительной памяти и т. п., но и со спешкой, с очень высоким темпом изучения букв, с требованиями большой скорости письма, с непонятным объяснением.

— Как долго и как часто можно заниматься с дошкольником?

— Занятия с дошкольником по подготовке к письму могут быть ежедневными, но длиться лишь 10-15 минут.

Особое внимание должно уделяться правильной посадке, правильному положению ручки. Последовательность «шагов» по подготовке к письму подробно и детально описывается в специальных пособиях и книгах, которые могут помочь родителям.

Не получается!

— Имеет ли смысл заставлять ребёнка писать, если у него не получается?

— Дошкольника нельзя заставлять писать, тем более, если «не получается». Лучше уделить внимание подготовке к письму.

А вот при трудностях обучения письму у более старших детей, например у первоклассников, необходимо вместе с педагогом разобраться в причинах трудностей и найти наиболее эффективные меры помощи.

— Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда самостоятельно учат ребёнка письму?

— Основные ошибки — это замена подготовки к письму обучением и торопливость, желание родителей научить ребёнка писать как можно быстрее.

При этом родителям не стоит забывать, что письмо — это сложнейший навык, который формируется медленно и длительно, в течение трёх - четырёх лет.

Прописи

— Прописи — до сих пор актуальный и эффективный способ научить ребёнка красиво писать?

— Да, прописи позволяют сформировать «техническую» сторону письма, правильное написание букв и их соединение. Однако сейчас много разных прописей, и не все из них соответствуют возрастным возможностям детей. И отмечу, что в дошкольном возрасте прописи использовать не рекомендуется.

— К какому возрасту у ребёнка складывается манера письма?

— «Манера» письма — это стабильность правильного выполнения всех буквенных элементов, их высоты и ширины, наклона линий, способа соединения букв, связности и других показателей.

У большинства современных школьников эти показатели нестабильны даже к четвёртому классу. Это означает, что навык письма не сформирован.

Некрасивый почерк?

— Почему учатся писать все примерно одинаково, буквы выводят в одинаковых прописях, а почек у всех разный?

— Различия в почерке у разных детей связаны с двумя факторами. Первый — зрелость физиологических функций каждого отдельного ребёнка, второй — методика обучения письму. Существуют разные подходы к обучению, разные методики. Кроме этого, играют роль индивидуальные особенности нервной системы ребёнка, его работоспособность, состояние здоровья.

Покажите ребёнку, как нужно правильно держать пишущий предмет — ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного, а кончик ручки должен быть ориентирован на плечо.

Для обучения письму заведите специальную тетрадь или альбом — не стоит использовать линованную бумагу.

На первых порах рисуйте вместе с ребёнком простые элементы : вертикальные палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, кружочки и так далее.

Старайтесь визуализировать любую информацию — изучая букву, покажите её на картинках, показывайте, как пишется изучаемая буква, при этом ваши движения рукой должны быть медленными и должны быть видны ребёнку.

Если школьник затрудняется считать, про него говорят – гуманитарий. Если ребенок плохо пишет и слабо читает – будущий Лобачевский. На самом деле, все гораздо сложнее. Грязные тетрадки и кривые буквы могут рассказать о маленьком хозяине много интересного и …тревожного. Как научить ребенка красиво писать? Перед нами опыт обычной мамы, сумевшей избавить сына от дисграфии.

Как я поняла, что тетрадки грязны неспроста

Во втором классе мой сын удивил меня и озаботил – его одноклассники начали писать один краше другого, щеголяли хорошими оценками по технике чтения, а мой ребенок «сидел на месте». Более того, он как будто специально стал писать хуже. Сын работал грязно, коряво, буквы получались какие угодно, но только не правильные. Читать его «шедевры» стало невозможно.

Когда мне стало казаться, что красной пасты в тетрадках больше, чем синей, я поняла, что необходимо что-то решать. Масла в огонь подлил логопед, который взялся выставлять звуки у моего второклашки. Сын получил диагноз «дисграфия» и нас предупредили, что «лечиться придется долго».

Опытных специалистов, каких-либо материалов или хотя бы справочной литературы в нашем маленьком городке не нашлось. Как научить ребенка писать аккуратно в таких условиях? И я взялась за дело сама. Перечитав массу статей в интернете, я выработала свою стратегию, которая оказалась очень действенной.

Упражнения для красивого письма, которые помогли моему сыну

Бывает так, что школьник будто не доучил буквы: не различает подобные, пишет их, как попало – даже во втором классе. Мой мальчик тоже отличался подобной проблемой. Ни мало не смущаясь, мы принялись заучивать буквы заново.

Во всех работах сына я выискивала ошибки, мы разбирали их и исправляли вместе. Здорово помогли цветные карандаши. Разные ошибки мы подчеркивали соответствующим цветом. Сын заучивал буквы, вспоминал орфограммы, учился ими пользоваться на практике, без ненавистного переписывания и диктантов. Эта игра нам помогла. В самом деле, как научить детей красиво писать, если они не помнят букв?

Разноцветные буквы – спасательный круг для дисграфика

Как выяснилось, некоторые буквы не хотят заучиваться. Сын упорно не желал отличать С — З, Г — К, Д — Т. Мы решили, что всякая буква будет иметь свой оттенок: С – Синий, З – Зеленый, по общей начальной букве. Для всякой буквы мы выполняли упражнения «её» цветом:

  • раскрашивали (пришлось найти «белые» буквы);
  • обводили;
  • зарисовывали фон;
  • штриховали и так и этак (полосками, волнами, точками).

Чтобы выбрать оттенок для отдельных букв, мы играли с ассоциациями:

М – кремовый, Молоко;
Д — серый, Дом;
Б – желтый, Банан и т.д.

Письмо для дисграфика – сущее наказание. Это не тот случай, когда можно усадить двоечника за стол и заставить писать слово с ошибкой сто раз, пока оно не впечатается в память. Как научить школьника красиво писать, не мучая его – вот задачка для родителей ТАКИХ детей.

Разноцветные …звуки

Игра с разноцветными буквами превратилась в игру с фонемами. Для дисграфика и дислетика важно преодолеть барьер, который мешает им отличать фонемы, в особенности похожие. Для звуковых игр я приготовила разноцветные карточкинаподобии тех, которые используют в садиках: гласные фонемы — красные, твердые — синие. Однако, в отличии от садика, у нас у каждого звука появился свой цвет (смотрите игру с ассоциациями выше).

Буквы были написаны на фоне того же цвета, но только более темные (например, на желтом квадрате оранжевая Ж).

Таблица букв и звуков Вашего ребенка

Поскольку дисграфические и дислексические нарушения влияют на слуховое и зрительное восприятие ребенка (имеется ввиду речевой слух и графическая зоркость). Мой сын мог назвать фонему правильно, а вот букву показать не ту. Для того, что бы поработать со всеми «парными» звуками и буквами, я выписала те, в которых мой мальчик ошибся хоть однажды. Например, буквы Ж и З он путал до тех пор, пока мы не договорились, что:

Ж — это желтый цвет
З – зеленый

Сюда же я подключила упражнение с подчеркиванием слогов типа:

  • согласный + гласный (обозначающий мягкость): Зи;
  • тот же согласный + гласный (не обозначающий мягкость): Зу.

Слоги с мягкими звуками мы подчёркивали красным, твердые – синим. Различать учились по воздуху, выдыхаемому при произношении: Ц, С, З – прохладный ветерок (подставь ладонь и почувствуешь), Щ, Ж Ш,Ч – красных оттенков, потому что здесь воздух на выдохе ощутимо теплее.

Тренинг на внимание

Как научить ребёнка красиво писать? Чтобы ребенок-диграфик настроился на письменную работу, его необходимо приучить к данному виду деятельности, потренировать его мозг.

Очень простая и «работающая» игра – найти и вычеркнуть все заданные буквы из текста. Мы уделяли внимание похожестям – Ш и Ж, М и И. Когда сын научился искать быстро, я стала давать задания посложнее: найди каждую вторую букву, посчитай все вычеркнутые буквы, вычеркни два вида букв.

Основное правило для дисграфика — почувствовать разницу. Что бы научить ребенка писать чисто и грамотно, необходимо установить различия между явлениями речи, так как путаница в похожих понятиях лежит в основе всей проблемы.

 

 

Это интересно: