→ Деловая игра для журналистов «Дебаты. Темы для дебатов и дискуссий Подобрать интересную тему для дискуссии со студентами

Деловая игра для журналистов «Дебаты. Темы для дебатов и дискуссий Подобрать интересную тему для дискуссии со студентами

В этой статье мы затронем темы для разговора с подростком , т.е. я постараюсь ответить на вопрос: «О чём можно с ним поговорить, чтобы ему было интересно?» Ведь часто получается так, что как-то незаметно беседы с сыном или дочерью сводятся у родителей к школе и секциям, а ведь именно через общение поддерживается эмоциональная связь и выстраивается взаимопонимание с ними.

Начнём с того, что больше всего на свете подростка, независимо от пола, интересует вопрос «Кто я такой?» и «Что меня отличает от других людей?» (по-другому «Чем я круче их?»). Если вы не знаете, о чём можно поговорить со своим ребёнком, то это прямая подсказка для вас.

На втором месте по интересам для подростка стоят способы выстраивания отношений с другими людьми. Вопреки существующим стереотипам, дружба для него важнее любви. Вы знаете, в чём заключается смысл жизни? – Определяйтесь поскорее, потому что вашего сына или дочь этот вопрос мучает довольно часто. Как и то, зачем они живут, и в чём состоит их предназначение.

Подросткам ужасно интересно всё, что связано с отношениями между мужчинами и женщинами, но это только потому, что они поглощены тем, что происходит в их организме – т.е. также важная тема обсуждения в семье. Кстати, если речь заходит об интимных отношениях, то постарайтесь ограничиться ответами на вопросы, которые они сами зададут вам. Ни в коем случае не рассказывайте им о своём сексе: «Дети ничего не должны знать об этой стороне жизни своих родителей». Лучше скажите им, если возникнет такая необходимость, что это опыт ваших друзей или знакомых.

Ваши несовершеннолетние дети постоянно конфликтуют со взрослыми, происходит это по двум причинам:

  1. Они – безответные существа, которые, однако, хотят иметь все права взрослых и никаких обязанностей, как дети.
  2. Они чувствуют неуважение взрослых и хотят равноправных с ними отношений.

Это тоже темы для разговора, в котором вы можете постоянно оговаривать новые условия ваших взаимоотношений, пропорционально распределяя появление новых прав и новых обязанностей. Ваша задача постепенно подготавливать подростка к тому, что взрослый – это ответственный человек.

В беседах с сыном или дочерью можно выяснять вкусы, манеры поведения, взгляды его друзей, но никогда их не критиковать. Потому что подростки стремятся этому подражать и никогда не захотят резко отличаться от своей компании. Противоречие этого возраста заключается в том, что подросток всё равно стремиться быть непохожим на других, он ищет свой стиль жизни, оригинальничает, подчёркивает любую непохожесть на других, своеобразие. Но делает это в рамках того, что принято в его окружении. Если вы будете ему в этом помогать, то станете лучшим другом.

Направляйте его, но не воспитывайте так, чтобы он это понимал. В этом возрасте каждый юноша и каждая девушка занимаются самовоспитанием, становятся авторами своей жизни, её творцами и хозяевами. Подыгрывайте им, вы же знаете, кто на самом деле их воспитывает, только здесь речь идёт о совершенном ином подходе в воспитании – через общение и переубеждение.

Это далеко не все темы для разговора с подростками. Какие из них вы готовы использовать, о чём разговариваете обычно? Поделитесь в комментариях.

Деловая игра для подростков «Дебаты»


В игре принимают участие две команды по 8-10 человек. Предварительно обе команды знакомятся с правилами игры, договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам). Сообща команды выбирают или разрабатывают тезис, который будет лежать в основе спора. Смысл спора заключается в маленькой частице отрицания «не», которая и провоцирует команды на поиск аргументов и контраргументов. При этом команды готовят материалы для обеих позиций, так как вопрос об игровой роли решается только в день встречи путем жеребьевки.

Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции - это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию - антитезис. Соответственно, эта команда - «Отрицание» («О»). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который помимо организаторов акции входят приглашенные специалисты по теме дебатов, а также по одному представителю от играющих команд.

Игровые роли: в каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Совета справедливых. Обязательно нужен протоколист, который бы на доске или листе ватмана фиксировал основные тезисы спикеров. Ведет игру один или двое ведущих, их подготовка имеет большое значение. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Педагогические возможности. Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном демократическом обществе.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

1. Советы, как лучше подготовиться к игре, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд.

2.Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

3.Самостоятельная работа команд: формирование кейса - системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).

4. найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.

5.Дебаты.

6.Подведение итогов игры, выступление Совета справедливых. Поощрение игроков.

Способ формирования команд - жеребьевка. Чтобы команды получились равносильными, можно провести небольшую викторину, где ребята лучше узнают друг друга, увидят возможности каждого. В состав команды могут входить 8-10 человек.

Организацию игры берет на себя творческая (инициативная) группа. Ребята вместе с педагогом дорабатывают идею игры, составляют план подготовки и проведения дела, распределяют между собой обязанности, намечают дату и время проведения.

На сборе-старте организаторы проводят небольшую игру-викторину для знакомства участников и проявления ими своих знаний и умений. Затем рассказывают, почему они выбрали именно игру «Дебаты», объясняют ее правила и особенности. Чтобы команды получились равносильными, можно провести жеребьевку, причем отдельно среди мальчиков и среди девочек.

После того как команды сформировались, можно приступить к обсуждению и выбору темы-тезиса . Тема должна быть четкой по формулировке, перспективной для обсуждения, актуальной для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Например, тезис «Дети стали хуже». Ищем, куда лучше вставить частицу «не», чтобы получилась интересная для обсуждения тема: «Не дети стали хуже», «Дети не стали хуже», «Дети стали не хуже». Выбираем подходящий вариант.

Во время самостоятельной работы команды занимаются формированием кейса. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что и где они видели и слышали, какую информацию можно включить, каким материалом можно воспользоваться, где его можно найти. Затем формируются три рабочие группы: первая готовит материал, определяет, как лучше объяснить тему дебатов, какой аспект из этой темы лучше вынести на обсуждение, подбирает необходимые ключевых понятия. Например, в теме «Дети стали хуже» надо найти ответы на вопросы: о каких детях будем говорить (возраст, социальное положение, если «хуже», то в чем - здоровье, умственные и творческие способности).

Вторая группа ищет аргументы для подтверждения своей позиции, т.е., если дети стали хуже, то в чем, чем мы можем это подтвердить.

Третья группа подбирает варианты контраргументов, которые могут выдвинуть соперники, и ищет на них ответы. Идет сбор информации, подыскивается необходимый реквизит.

Начинают свою работу консультационные пункты. В них могут работать как члены творческой группы, так и привлеченные ими «знатоки» - люди, хорошо разбирающиеся в тех или иных вопросах (ребята - представители регионов, взрослые).

После самостоятельной работы команды собираются на своем рабочем месте, группы отчитываются, что удалось сделать, начинают разработку своего выступления. Можно использовать таблицы, графики, мультимедийный проектор. Выбираются спикеры и представитель команды в Совет справедливых (жюри).

Наступает время дебатов. Ведущий приветствует собравшихся, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых. Начинает игру спикер команды «Утверждение». После обозначения позиций команды первыми спикерами никакие изменения и дополнения другими спикерами уже привнесены быть не могут!

Ниже в таблице приведено содержание всего процесса игры.

Ход игры

Игровая роль

Команда «Утверждение»

Команда «Отрицание»

Время

Спикер-1

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы считаем, что…) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…).

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые.

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

5 мин.

Ведущий-1

Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.

Ведущий-2

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о…»

Спикер-2

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

7 мин.

Ведущий-1

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял…», «Как вы думаете…», «Не кажется ли вам, что…». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

Спикер-3

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

Опровергает доводы и аргументы команды соперников. Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

7 мин.

Ведущий-2

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

6 мин.

Спикер-1

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

3 мин.

Ведущий-1

Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.

Совет справедливых

Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу

3 мин.

Итого

по времени

1,5 часа

Затем члены творческой группы проводят коллективное обсуждение игры: спрашивают участников, понравилась ли им игра, что нового они узнали, где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует.

После этого каждому участнику выдается по одному значку, который он должен вручить тому человеку из своей группы, который, по его мнению, внес наибольший вклад в работу команды. Ребята, получившие наибольшее количество значков, становятся участниками третьего этапа акции.

Свое слово должны сказать и члены творческой группы, наблюдавшие за работой советов. Они могут предложить в состав новой команды еще несколько человек, хорошо проявивших себя в ходе подготовки или во время дебатов.

Темы для дебатов:

Детские организации - лучший путь воспитать личность.

Телевидение разрушает нравственность молодого поколения.

В городе жить лучше, чем в деревне.

Коррупция ведет к стабильности государства.

Владимир Путин - эффективный лидер.

Надо запретить Интернет.

Надо сделать Интернет бесплатным.

Школьная форма оправдана.

Атомные электростанции оправданы.

Смертная казнь в России нужна.

СМИ - под жесткий контроль государства.

Граждане России имеют возможность участвовать в корректировке законов.

Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.

Альтернативная военная служба и предоставление отсрочек по призыву в связи с учебой и семейным положением нужны.

Социальное неравенство между подростками существует.

Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.

Употребление нецензурных выражений в обществе растет.

Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.

Лучше начинать с простых тем, например

Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.

Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.

Жалость унижает.

Людям нужны сказки.

Жизнь - это игра.

Человек - царь природы.

Родители должны нести ответственность за преступления своих детей.

Обучение в старших классах должно быть профильным.

Зима лучше, чем лето.

Зоопарки нужно запретить.

Интернет, СМИ, взаимоотношение подростков между собой и с родителями, интересуют их больше всего.

Начинаем с детьми играть на тему "В современном обществе модно быть воспитанным человеком". Трудновато для восприятия, но понравилось!

Интересно прошли в школе дебаты по темам:

Служба в армии- за и против.

Моя будущая профессия- для души или для денег.

Легко ли быть молодым?

В рамках изучения обществознания на уроках проводила дебаты:

Смертная казнь - за и против.(10 кл)

Кто виноват, что подростки становятся преступниками- сами дети или взрослые?(7 кл)

Что лучше для прогресса - реформы или революции?(8 кл)

Кризис семьи-реальность? (9 кл)

Демократическое ли государство РФ?(11 кл)

Мы немного упростили ход. Ученикам 8-9 класса разрешили выступать 3 минуты, отменили отказ от вопроса (меньше правил и больше ответственности). Главное, чему учим детей (и взрослых, которые участвуют в качестве зрителей или судей) - это вежливость и спор с аргументами, а не со спикером. Пресекаем сразу оценивание, осуждение, высказывания по поводу речи выступающего. Это очень важно, иначе ребёнок, особенно стеснительный, больше не станет играть.

Нашей жизни. Как сделать его увлекательным и приятным? В силу различных причин далеко не все люди способны начинать, развивать и поддерживать естественную беседу. Особенно если говорить приходится с малознакомым человеком или кем-то, в кого вы влюблены. Что делать? Выход один - учиться искусству непринуждённой беседы. В этой статье собраны самые интересные темы и идеи для обсуждения, которые помогут сориентироваться в любой ситуации и получить максимальное удовольствие от общения с людьми.

Начать разговор

Для многих людей это - самая трудная часть беседы. Не зная, о чём говорить, они начинают внутренне паниковать, смущаться и произносить фразы невпопад. Чтобы этого избежать, во-первых, успокойтесь. Общение должно приносить удовольствие, а не мучить. Кроме того, ваш собеседник может быть смущён ничуть не меньше и точно так же пытаться придумать интересные темы для обсуждения.

Англичане утверждают, что лучшая возможность для завязывания непринуждённой беседы - это обсуждение погоды. Звучит банально, но в некоторых случаях действительно помогает преодолеть чувство неловкости. Как вариант - можно привлечь внимание собеседника к чему-то, происходящему рядом или за окном (необычная одежда прохожего, интересная вывеска).

Впрочем, никто не даст гарантии, что другой человек заинтересуется вашим замечанием. Поэтому лучше действовать наверняка. Большинство людей с удовольствием делятся своим мнением или рассказывают о том, как они живут. Это не только даст интересные темы для обсуждения, но и сделает общение комфортным.

Если вы мало знаете человека, спросите:

  • о его отношении к какой-либо ситуации;
  • о том, что связано с его жизнью (где родился, учился, работал, путешествовал; что запомнилось в тех местах);
  • о детях, если ваш собеседник - родитель;
  • как он познакомился с хозяевами дома (если вы встретились в гостях).

При разговоре с тем, кого давно не видели, спросите:

  • чем занимался, что изменилось в жизни за это время;
  • про семью, детей, работу;
  • видел ли общих знакомых.

Беседуя с тем, кого видите часто (коллеги, сокурсники, одноклассники), спросите этого человека:


О чём можно интересно поговорить с большинством людей?

Найти общую тему:

Хорошее общение невозможно без подлинного интереса собеседников друг к другу и к теме беседы. Между друзьями проблем не возникнет, но как быть с малознакомыми людьми?

Быть искренним

Если вы хотите произвести приятное впечатление на своего собеседника, нужна искренность и к тому, о чем вам рассказывают. Безупречные, но холодные манеры и натянутая улыбка вряд ли могут расположить к себе. Безудержная болтовня - тоже; кому понравится слушать двадцатиминутный монолог без возможности вставить словечко?

Сделайте так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в беседе с вами. Ищите вам обоим интересные темы для обсуждения, интересуйтесь мнением человека, а о себе говорите поменьше и только когда спросят. Можно и чередовать: реплика про свои дела - вопрос к собеседнику.

Хороший способ завоевать симпатию - комплимент, но сделанный от души и небанальный.

Обсуждать актуальное

Если не знаете, как предложить интересную тему для беседы, подумайте, что хотелось бы обсудить человеку, с которым вы разговариваете. Общительные люди сами предложат вам тему, останется только её поддержать вопросами. С менее разговорчивыми собеседниками можно обсудить текущие новости (выбрав что-нибудь приятное), новинки кинопроката или что-то, связанное с ситуацией (работу, еду, навыки, симпатичную деталь гардероба и т. п.).

Заинтересовать вопросом


Можно использовать эти или любые другие интересные вопросы для обсуждения, чтобы узнать о вашем собеседнике что-то новое, а разговор сделать более непредсказуемым и захватывающим. Только не используйте слишком много вопросов, это вызовет у человека неловкость. Идеальный вариант - это привязка вопроса к обсуждаемой на данный момент теме. Заведите о чём-то разговор, а вопросы к собеседнику чередуйте с небольшими порциями информации о вас.

Знать подводные камни

Каких тем лучше избегать:

  • болезни;
  • вредные привычки;
  • диеты;
  • неприятности;
  • отношения, брак, дети (если не знаете человека);
  • родители (вдруг у собеседника проблемы в семье?);
  • денежные вопросы;
  • религия, политика, секс и прочие «скользкие» темы, в которых можно обидеть человека случайным замечанием.

Ориентироваться на собеседника

Если вы общаетесь в компании, вовлекайте в разговор всех участников. Подкидывайте интересные темы для обсуждения через вопросы и не увлекайтесь длинными монологами.

Если видите, что собеседник скучает, смените тему и немного помолчите, давая проявить инициативу. Не стоит бояться пауз в разговоре, ведь гораздо хуже было бы сказать глупость или обидеть человека необдуманной фразой. Короткое молчание поможет отдохнуть и продумать дальнейший ход беседы.

Если вы заметили, что какая-то тема вызвала интерес у вашего собеседника, запомните её, чтобы в следующий раз снова поговорить об этом. Если человеку, наоборот, что-то явно не понравилось или показалось скучным, возьмите на заметку - больше этот вопрос не затрагивать.

Краткие выводы

В общении главное - подлинный интерес к тому, с кем вы беседуете. В любой ситуации самые интересные темы для обсуждения сводятся к следующему:


И хотя общение - одно из самых непростых занятий в нашей жизни, всё же ему можно научиться, если проявлять искреннюю заинтересованность в том, о чём рассказывают и чего хотят другие люди.

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

Цели занятия:

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

Памятка учителю:

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

Список ценностей.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности
  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей - акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Использованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.(Школа классных руководителей).
  2. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
  3. Газета “Школьный психолог”.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2005. №4-7

Цель данного внеклассного мероприятия -познакомить подростков с природой и причинами конфликтов и помочь им овладеть навыками решения конфликтных ситуаций. Я использовала игровую, ролевую, групповую и интерактивную технологии.Занятие проводится в в форме диспута-игры. Данная тема вызывает у учащихся живой интерес в связи с актуальностью данной темы для ребят переходного возраста.Занятие построено с учётом требований ФГОС. Детям предлагались проблемные ситуации из реальной жизни,которые они должны были проанализировать и предложить пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час –дикуссия в 7 классе на тему:

« Конфликты среди подростков».

Форма работы : групповая

Цели: Помочь учащимся овладеть навыками решения конфликтной ситуации, стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержания, а не человеческие качества партнёров.

Задачи:

1)Дать характеристику понятия «конфликт»,рассмотреть природу конфликта, определить положительные и отрицательные стороны.

2)Познакомить с методами решения конфликта, вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта.

Оснащение: карточки с речевыми опорами, дерево толерантности, разноцветные кружочки, листы А3,ручки, карточки для диалогов.

Ход мероприятия:

1.У:Я хочу начать наше с вами мероприятие со стихотворных строк, а вы должны догадаться, какова же тема нашей сегодняшней беседы.

Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает.

Конфликты зарождаются и движутся по-кругу.

То что0то не понятно нам, то нас не понимают.

Как важно и полезно –просто выслушать друг друга!

Давайте будем попросту учиться говорить

Среди задач и теорем мы учимся общаться.

Попробуйте быть вежливы, попробуйте дружить!

Тогда обидные слова не будут повторяться.

Правильно, наша тема «Конфликты среди подростков».

2.У:Давайте проведём мозговой штурм.Поскольку мы говорим о подростковых конфликтах, назовите, с кем могут быть конфликты у подростков.(Ответы учащихся- с родителями, с друзьями,с одноклассниками, с соседями, с родственниками, с учителями, с тренерами и т.д.)

3.У:Ребята, у вас на столах лежат листы А3.Вы работаете группами. В центре листа вы должны написать слово- конфликт- а вокруг этого слова каждый член команды должен написать из-за чего могут возникать конфликты у подростков(Н: слишком много домашней работы, скучные уроки и учителя, недостаток карманных денег и т.д.) 2-3 минуты, затем команды встают, подходят к соседнему столу и анализируют работу соседней команды. Учитель пол очереди просит команды озвучить варианты их ответов.

4.Теперь возьмите листочки бумаги и ручки и составьте список этих проблем в степени важности лично для вас(, самая важная проблема для вас будет стоять под цифрой 1, а менее важная под цифрой 10). Стол №1, №4-назовите самую важную проблему, стол№2 , №3 назовите наименее важную проблему для вас. Вот видите, проблемы у всех разные.А скажите, почему возникают конфликты- правильно, потому что мы все разные, у нас разный цвет кожи, разная религия, разные вкусы, пристрастия и убеждения, но мы должны уважать мнение друг друга.

5.Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое в вашем понимании конфликт, и с чем он у вас ассоциируется?(Ответы учащихся -ссора, обида, слёзы, горечь, разочарование, депрессия, безвыходность ситуации и т.д.) Согласно- толковому словарю- конфликт- это трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем или проигрышем, или признают, что продолжение конфликта бессмысленно.

6.Учитель: А как вы думаете, конфликт, вреден или полезен?

Давайте поиграем в оптимистов и пессимистов(Команда №1, оптимисты и считают, что конфликты полезны, а команда №2 –пессимисты и считают, что конфликты- вредны).Варианты ответов:

Оптимисты- без конфликтов жизнь пресная и скучная; конфликты позволяют выяснить претензии противоположных сторон и прийти к взаимопониманию.

Пессимисты- от конфликтов страдает достоинство человека; ухудшается зрение, поражаются нервы, сердечно-сосудистая система; портятся отношение ранее близких людей.

Молодцы!

7.Учитель:А сейчас я хочу познакомить вас с памяткой по разрешению конфликтов, а вы их внимательно слушайте и запоминайте, потому что в конце нашего мероприятия я попрошу вас их воспроизвести:

1.Чаще говорите друг другу вежливые слова!

2.Всегда говорите правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении. Уважайте чувства других!

4.Не бойтесь правды, сказанной в ваш адрес!

5.Не перебивайте собеседника. Умейте слушать!

6.Не загрязняйте свою речь нецензурными словами!

7.Никогда не оправдывайте себя (меня никто не слушает, меня никто не понимает).

8.Не переходите на личности, не критикуйте и не оскорбляйте собеседника!

9.Работайте над решением проблемы. Предлагайте пути решения конфликта!

10.Умейте извиниться, если вы не правы и признать свою ошибку!

И запомните, пожалуйста, факторы бесконфликтного общения:

Улыбка, доброжелательный тон, вежливость, нейтральный тон, приветливость, заинтересованность, непринуждённость жестов.

11.Учитель: а сейчас давайте поиграем в ролевые игры. Команда №1 разыгрывает сюжетный диалог по заданной ситуации, а команда №2 выступает в роли психологов, они определяют кто участники конфликтной ситуации, предмет конфликта, и пути его разрешения, а потом они меняются ролями.

Диалог №1.

Эй, Олег, быстро отдай мне пульт дистанционного управления!

Нет, не отдам. Через 5 минут начнётся мой любимый сериал «Молодёжка» про хоккеистов. Я всегда смотрю его в это время!

Я тоже хочу посмотреть телевизор. Сегодня-мировой чемпионат по футболу.

Мам, а Сашка не даёт мне смотреть телевизор!

Стукач! Я тоже имею такое же право смотреть телевизор, как и ты!

Мам, а а он обзывается!(два брата, телевизор, договориться смотреть телевизор по очереди)

Диалог №2

Оля, иди помой посуду, вынеси мусор, а потом сходи в магазин за хлебом!

Но, мам, почему снова я?а Наташка опять ничего не делает!

Доченька, Наташа готовится к экзаменам, у неё нет времени!

Ага, а на дискотеку в субботу у неё есть время ходить!

Но должна же она отдыхать! Не спорь с матерью. Делай то, что сказано!

Как мне всё это надоело! (Мать и дочь, домашние обязанности, равное распределении обязанностей)

12.Учитель:

Как трудно порою даётся общение.

Все право имеют на личную странность.

И если привычно расходятся мнения-

На помощь должна приходить толерантность!

Она дополняет собой понимание.

Ведёт к расширению границ обозримости.

Душевным теплом наполняет сознание.

Нам просто порой не хватает терпимости.

Перед вами дерево толерантности, я прошу написать вас на стикерах что нужно делать, чтобы было меньше конфликтов в нашей жизни, и как их решать мирным путём. Посмотрите какое у нас разноцветное дерево толерантности, сколько человек, столько и разных мнений!

13.Учитель: И в заключении, у вас на столах лежат разноцветные кружки- красные, зелёные и чёрные. Вы сейчас должны ответить на мой вопрос с помощью этих кружков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации (да- красный, нет- чёрный, сомневаюсь- зелёный)

Учитель:

В жизни по-разному можно жить,

В горе, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

И делать кому –то пакости.

А можно и так: на рассвете встать,

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать и подарить его людям!


 

 

Это интересно: